Характеристика видов психологической защиты

Виды психологической защиты Характеристика видов психологической защиты Примеры вербальных конструкций, характеризующих психол. барьер
отрицание    
подавление    
рационализация    
проекция    
идентификация    
отчуждение    
замещение    

3. Профессиональная задача 1: Оцените значимость инноваций в образовательном укладе ОУ (на конкретном примере) и собственную общую готовность к предлагаемым в статье Игоря Реморенко «Инновационный уклад образования» изменениям.

Задания:

- Теоретическая готовность (синтез, оценка инновации) Прочитайте текст статьи. Опишите характер инновационного уклада в вашем образовательном учреждении. На сколько отражены обозначенные в статье инновационные процессы в вашем ОУ?

- Практическая готовность (анализ инновации) Обоснуйте своевременность и целесообразность смены традиционного уклада в вашем ОУ на инновационный. Выделите условия необходимые для этого.

- Личностная готовность (отсутствие барьера) объясните причины возникающих в коллективе вашего ОУ психологических барьеров. Что это за барьеры? Какие барьеры и почему возникают лично у вас?

Пояснение к решению задачи:

Готовность к инновационной деятельности проявляется на трех уровнях:

- личностном,

- теоретическом,

- практическом

Некоторые психологические барьеры, которые могут возникнуть при реализации инноваций:

1. «это у нас уже есть». Приводится пример, действительно сходный в некоторых чертах с предлагаемым новшеством. В этом случае оппонент вынужден доказывать значимость различий и обманчивость сходства. Тут есть реальный шанс поставить исход дела в зависимость от искусства полемики обеих сторон, поскольку аргументам различия нетрудно противопоставить контраргументы сходства, ничуть не ставя под сомнение необходимость перемен вообще, а только целесообразность именно данного предложения.

2. «это у нас не получится». Перечисляется ряд особенностей, объективных условий, которые делают невозможным данное нововведение, причем все они не могут быть известны оппоненту: если он «свой», то преобладают доводы внешнего порядка, если извне, то упор делается на местную специфику («у нас нет материальной базы»).

3. «это не решает наших главных проблем» - поза сторонника радикальных решений. Инноватор в этом случае получает черты недостаточно смелого и активного проводника подлинного прогресса. Поскольку разведение главного и второстепенного – дело интерпретации, возможность отвода всегда гарантирована («От применения групповых форм обучения на уроке ничего не изменится, устарела вся классно-урочная система»).

4. «Это требует доработки». У новшества выделяются его действительные недостатки, ограничения, недоработанные элементы, которые всегда неизбежны, ибо всякий проект нуждается в апробации и доводке в рабочем режиме. Однако тем самым новшество наделяется характеристикой «сырого», «недодуманного до конца», а значит хотя и очень нужного, но не готового к применению («Методика Зайцева основана на механическом запоминании, в ней отсутствует глубокая работа надо словом: ее нельзя использовать в школе»).

5. «Здесь не все равноценно» - ставка на отсечение некоторых деталей по любому из названных выше соображений, отчего новшество либо становится «безобидным» по своему инновационному потенциалу, «приручается», либо оказывается бессмысленным по той же причине, ибо ощутимого эффекта уже не предвидится.

6. «Есть и другие предложения». Подразумевается вполне реальная альтернатива данному новшеству, выдвигаемая другими авторами, школами. Тогда оппонент ставится в конкурентные отношения с параллельными ин новаторами. Это перемещает проблему решения вопроса в сферу их взаимоотношений между собой.

Источники и литература:

1. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.[ Электронный ресурс] http://www.prometeus.nsc.ru/contents/books/slasten.ssi

2. Мануйлов В., Федоров И. Модели формирования готовности к инновационной деятельности//Высшее образование в России.- 2004.-№7.-С.56-64.

3. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности// Педагогическая наука и образование.-2006.-№1.-С.32-37.

5. Инновационная педагогическая деятельность [Электронный ресурс] http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/innovacionnaja_pedagogicheskaja_dejatelnost/51-1-0-17

6. Инновационная деятельность учителя [Электронный ресурс] http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

7. Инновационная деятельность педагога [Электронный ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-187973.html

8. Яголковский С. Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы научная монография- М. 2010.[ Электронный ресурс] http://psy.hse.ru/data/2010/05/20/1217328104 _7.pdf


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: