Классификация инноваций по критериальным основаниям

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Особенности педагогических инновационных процессов. Семинар 2. Инновационная деятельность педагога: структура, характеристика и содержание.

Семинар 3. Психологические барьеры и психологическая защита. Факторы, обусловленные психологическими барьерами. Виды психологической защиты.

Семинар 4. Развитие образовательного учреждения как инновационный процесс. Технологии разработки и освоения новшеств.

Семинар 5-6. Проектировочный семинар «Инновации как механизм развития образования».

Семинар 7-8. Сравнительно-педагогический анализ инновационных процессов в различных социально - образовательных сферах России и развитых странах. Оценка возможностей заимствования зарубежных инновационных идей.

Семинар 9-10. Экспертиза инновационных проектов в образовании.

Семинар11-12. Проектировочный семинар «Проектирование программ ОПЭР в ОУ»

Семинар13. Презентация проектов.


Семинар№1.

Особенности педагогических инновационных процессов.

План:

1. Педагогическая инноватика отрасль научного знания. Основные неологические понятия: новое, новшество, нововведение, инновация. Новое и традиционное.

1. Характер новизны (абсолютная и относительная, объективная и субъективная), уровни (усовершенствование, изобретение, открытие) и области действия новшеств (обучение, воспитание, организация жизнедеятельности и управление образовательным учреждением, совместная деятельность образовательного учреждения и внешней среды).

2. Инновационные процессы в сфере образования: сущность, структура, типология. Отличительные особенности педагогических инновационных процессов, жизненный цикл и динамика развития.

3. Системы классификаций нововведений в образовании. Классификация инноваций в образовании: Р.Н. Юсуфбековой, К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, Г.П. Щедровицкого, А.Н. Тубельского, О.Г. Прикота, О.Г. Хомерики, М.М. Паташника, А.В. Лоренсова.

4. Законы протекания инновационных процессов необратимой дестабилизации педагогического процесса; финальной реализации инновационного процесса; стереотипизации педагогических инноваций; цикловой повторяемости.

Вопросы и задания к семинару.

1. Выпишите в свою терминологическую карту понятия: педагогическая инноватика;нововведение, инновация, инновационный процесс; жизненный цикл инновации. Установите взаимосвязь между ними.

2.Заполните таблицу

Классификация инноваций по критериальным основаниям.

Критерии Описание инновации Конкретные примеры
Сфера, в которой осуществляется инновация    
Широта и глубина распространения инновации    
Основа возникновения инновации    
Способ распространения инновации    
Масштаб инновации    
Инновационный потенциал    
Способ возникновения инновации    
Другое…..    

3.Задание «Поиск инновационных педагогических идей» (работа с авторефератами, защищенных по специальности 13.00.01 или 13.00.08 ).

Выберите один из авторефератов, изучите его содержание и ответьте на следующие вопросы:

- Что нового предлагает автор? К какому типу новизны относите вы данную идею? Обоснуйте свой ответ.

- Что бы вы предложили для решения данной проблемы? Приведите аргументы в пользу вашей идеи.

- В случае если идея приживется, какие последующие инновации можно ожидать в перспективе (например, через 10 лет)?

4. Заполните таблицу, установив соответствие этапов жизненного цикла инноваций законам их протекания.

Этапы жизненного цикла инноваций Законы протекания инновационных процессов
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое явля­ется результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного «озарения»).  
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.  
3. Этап нововведения, на котором находит практическое при­менение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап получением устойчивого эффекта от новшества. После этого начинается самостоятельное существование нов­шества, процесс нововведения вступает в следующую стадию, ко­торая наступит лишь при условии восприимчивости к новшеству.  
4. Этап распространения новшества, заключающийся в его ши­роком внедрении, диффузии (распространении) новшества в но­вые сферы.  
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда соб­ственно новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества более эффективным.  
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связан­ный с заменой его новым продуктом.  

Источники и литература:

1. БеркалиевТ.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П.Инновации и качество образования:Научно- методическое пособие для педагогов инновационных школ.- Спб.: КАРО, 2007.

2. Епишева О.В. «Инновационные процессы в образовании». Тюмень, 2009.

3. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластенин и др. – М., 2010.

5. Краевский, Хуторской Основы обучения. Дидактика и методика:учеб. пособиедля студ.высш.учеб.заведений- М.: Издательский центр «Академия», 20008.

6. Хомерики О.Г. Развитие школы как инновационный процесс: Метод. пособие для руководителей образоват. учреждений / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов; Под ред. М. М. Поташника; Рос. акад. образования, Ин-т управления образованием. - М.: Новая шк., 1994.

7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с

Семинар№2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: