Проектировочный семинар «Инновации как механизм развития образования»

План:

1. Технологии и способы введения новшеств в образовательное учреждение: развитие своего собственно­го опыта, заимствование кем-то созданного опыта, освоение научных разработок, путъ проб и ошибок, эксперимент.

2. Экспериментальная педагогическая деятельность и ее уровни: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский.

3. Педагогический эксперимент в структуре инновационной деятельности: виды педагогического эксперимента, логика и этапы педагогического эксперимента. Проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ.

4. Разработка проектов развития. Инновационный проект. Фазы разработки инновационного проекта: начальная, разработки реализации и завершения.

Вопросы и задания к семинару:

1.Выпишите в свою терминологическую карту понятия: способы введения новшеств в образовательное учреждение; проектирование программы опытно-экспериментальной работы в ОУ, проект: жизненный цикл проекта; класс проекта. Установите взаимосвязь между ними.

2.До начала занятия в удобном для себя режиме освежите в памяти модернизационный сценарий развития отечественного образования, представленный в докладе экспертной группы «Развитие сферы образования и социализации в РФ в среднесрочной перспективе». Доклад опубликован в журнале «Вопросы образования» (№ 1 2012 с. 6- 59)[1].

1. Обсудите в группе перспективы развития модернизационного сценария, охарактеризованного в докладе. Обсудите возможные (прогнозируемые) ограничения реализации этого сценария.

2. Выделите 1-2 положения сценария, раскрывающие достижение новых результатов, нового качества российского образования, наиболее актуальный, на Ваш взгляд, для модернизации российского образования Заполните таблицу:

Положения, которые могут привести к достижению нового результата Конкретные примеры из образовательной практики (имеющиеся) Риски реализации конкретных предложений
1.    
2.    
     

3.В группе сформулируйте аргументы в пользу своей точки зрения. Какие известные вам факты образовательной практики и результаты исследований могут подтвердить ваш вывод? Какие риски возможны при реализации конкретных мер в рамках данного сценария? Подготовьте коллективное устное выступление.

4. Вернисаж «Опытно-экспериментальная работа как форма проектирования инноваций ». Определите в группе, о каком опыте ОЭР вы будете собирать материал, а затем сделаете коллективную презентацию на семинаре. Для выбора этого опыта ОЭР вы можете обратиться за консультацией к преподавателям (можно вернуться к авторефератам канд. диссертаций). Организуйте сбор материала о выбранном опыте ОЭР и подготовьте публичную презентацию результатов своей работы на Вернисаже. Время выступления до 10 минут.

На Вернисаже проводится взаимоэкспертиза презентаций по следующей схеме:

ОЭР Критерии оценки презентации итог
             
                 

4. Коллективный проект «Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Сформулируйте в группе проблему образовательной практики, которая является наиболее актуальной для решения.

2. Следуя логике проектной методики «Зеркало прогрессивных преобразований» разработайте коллективный проект решения выбранной проблемы. Перед тем, как приступить к работе ознакомьтесь с заполненным вариантом зеркала прогрессивных преобразований.

3. Подготовьте публичное представление по результатам работы группы, отразив инновационность найденного решения.

Критерии оценки задания

· сформулирована действительно актуальная проблема образовательной практик с учетом осваиваемой образовательной программы,

· охарактеризованы убедительные причины возникновения данной проблемы,

· проблема и причины переформулированы в достижимую цель и задачи,

· предлагаемые мероприятия, скорее всего, будут способствовать решению поставленных задач,

· предложенные критерии позволяют оценить результат решений поставленных задач.

Проектная методика «Зеркало прогрессивных преобразований» [2]

─ Запишите выбранную в группе проблему.

─ Обсудите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

─ Сформулируйте исходя из проблемы цель.

─ Определите задачи с учетом причин возникновения проблемы.

─ Определите (проконсультируйтесь с преподавателем) какие теоретические работы, лучшие практики могут помочь в поиске решения.

─ Для каждой задачи определите комплекс мероприятий и ответственных за их проведение – шагов по решению задачи.

─ Продумайте для ответственных необходимые ресурсы и время выполнения мероприятий.

─ Для каждого блока задач с мероприятиями определите конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: