double arrow

Тема 1. Основные цели, задачи и методы психотерапии

1.1. Определение понятия «психотерапия».

1.2. Медицинская и психологическая модели психотерапии.

1.3. Цели, задачи и методы психотерапии.

1.4. Классификация методов.

Определение понятия «психотерапия». В настоящее время словом "психотерапия" (П.) часто называют различные действия, осуществляемые при этом разными особами. Нередко на практике психотерапия не функционирует согласно своему истинному лечебному назначению, исходя из понимания его основы (therapia - означает лечение).

О различном понимании «психотерапии» говорит и множество существующих определений этого понятия.

Так по определению С. Кратохвила: "Психотерапия – это целенаправленная коррекция расстройств функций организма психологическими средствами".

По П. Жане: "П. - это использование психологических знаний для лечения разных болезней. Или - «использование психологических средств для восстановления нарушенной деятельности организма».

П. Шнейдер: " П. - это метод лечения психических и соматических расстройств, вызванных неразрешимыми интрапсихическими осознанными или неосознанными конфликтами, требующими от пациента участия и совместной работы, желания и умения завязывать контакт, способность наладить психотерапевтические отношения, которые делают возможным существование психотерапевтического процесса, в котором основным способом коммуникации является речь".

К. Роджерс: "Это такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие".

Е. Александрович: "П. - это психологические действия, целью которых является лечение, т. е. устранение расстройств, имеющихся у пациента, признаваемых им самим или его окружением за болезнь. Действия, влияющие на функциональные расстройства, влечения и поведение путем изменения психических процессов больного в тех рамках, которые необходимы для устранения причины и проявлений болезни».

Наиболее широкая общепринятая трактовка: «(П.) - это различные формы помощи людям, которые имеют трудности. Эта помощь осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы».

Медицинская и психологическая модели психотерапии. Сама профессия психотерапевта предполагает деятельность в постоянно изменяющихся условиях, предусматривает содействие приспособлению, адаптации человека к новым изменившимся ус­ловиям, событиям, жизненным ситуациям. Психотерапия затраги­вает не только актуальные отношения клиента, но также его про­шлое, которое может помочь в реконструкции личности и поведе­ния клиента. Важная черта психотерапии — особые отношения, устанавливающиеся между клиентом и психотерапевтом, их глубина и длительность позволяют вести анализ глубинных слоев психики, что способствует решению личностных проблем. Считается, что уве­личение времени в психотерапевтических контактах ведет к значи­тельному расширению круга решаемых проблем, сохранению и раз­витию ресурсных состояний человека. Психотерапии обычно пред­шествует психологическое консультирование, которое, будучи ориентированным на достижение конкретной цели, становится на­чалом более длительной и глубокой психотерапевтической работы. Психотерапия по большей части занимается не постановкой цели, а средствами их достижения. Основная цель психотерапии как вида психологической помощи предполагает активное взаи­модействие с клиентом в направлении развития его потенциала, умений и готовности адаптироваться к новым, эффективным стра­тегиям поведения, накапливать и рационально использовать лич­ностные энергетические ресурсы.

В развитых странах, а теперь уже и у нас, рассматриваются две модели психотерапии: в первом случае психотерапия является вра­чебной специальностью, к занятию которой допускаются медики и лишь некоторое число психологов, во втором — психотерапия высту­пает как самостоятельная гуманитарная профессия, которой могут заниматься специалисты, окончившие полный курс профессиональ­ной специальной подготовки. О том, каковы особенности подготов­ки психотерапевтов, психотерапевтические принципы и направле­ния психотерапевтической работы, пойдет речь в этой главе.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием и психокоррекцией психологи­ческое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или на группу людей с целью лечения или профилакти­ки заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья или достижения других целей [Карвасарский, 1985]. Однако за послед­ние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом значительно расширило границы данного выше опреде­ления. Психотерапия успешно распространяет свое влияние на широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевти­ческие знания и даже некоторые техники представляют интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Се­годня уже можно говорить о формировании особого психотера­певтического мировоззрения, центром которого является целост­ная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Долгое время существующая как область медицины, психоте­рапия шагнула далеко за ее пределы. Профессионалы из разных, далеких от медицины областей жизнедеятельности (например, педагогика, менеджмент и др.) успешно используют психотера­певтические принципы и подходы. Все разнообразие развивающейся психотерапии В.В. Макаров объединил шестью моделями — меди­цинской, психологической, педагогической, философской, соци­альной и недифференцированной:

1. Модель медицинской (клинической) психотерапии, будучи исторически более зрелой, является источником развития других зарождающихся моделей, она предназначена для лечения и пре­дупреждения заболеваний. Наибольшее развитие эта модель получила в психиатрии для лечения пограничных состояний, в нарко­логии при терапии некоторых форм зависимостей, в психосома­тической медицине. Но наиболее широкое применение психотера­пия нашла в клинике неврозов, последствий реактивных состоя­ний, расстройств личности. В этих областях психотерапия выступает основным средством лечения в комплексе с фармакотерапией. Специфика работы в рамках данной психотерапевтической моде­ли налагает определенные требования на подготовку специалис­тов, основным из которых является наличие медицинского (вра­чебного) образования или специализации “медицинский (клини­ческий) психолог”.

2. Психологическая модель психотерапии работает в области психологического здоровья, полноценного личностного развития, самоактуализации, решения проблем межличностного взаимодей­ствия. Психотерапия как психологическая специальность относит­ся к сфере практической психологии, и ее основные задачи связа­ны с обеспечением психологического здоровья личности, с оказа­нием психологической помощи и поддержки в условиях нарушения адаптации, напряженных и неуспешных взаимодействий в личных и профессиональных отношениях. При этом профессиональная деятельность психотерапевта оказывает особо выраженное влия­ние на личность клиента, равно как и на личность самого профес­сионала. Поэтому психотерапевтическая подготовка и принципы работы психолога в сфере психотерапии несколько отличаются от всех других форм психологического воздействия.

3. Педагогическая модель терапии предполагает ее направлен­ность на процессы обучения и воспитания, она работает с обуча­ющимися, педагогами, родителями. В этой модели могут быть ус­пешны лица с базовым психологическим или педагогическим об­разованием.

4. В философской модели психотерапия предназначена для дос­тижения понимания собственной личности, объяснения устройства мира, своего места в нем. Она оказывает влияние на формирование и изменение мировоззрения. Концепция личности в психоаналити­ческом или экзистенциально-гуманистическом направлениях пси­хотерапии дает ее последователям четкое представление о мире, человеке и их взаимодействии.

5. Социальная (политическая) модель используется для манипу­лирования человеком или группой, одним из аспектов этой моде­ли является участие психотерапевтов в политических выборных процессах.

6. Недифференцированная (эклектическая) модель объединяет в себе элементы пяти вышеописанных моделей. В нашей стране большинство психотерапевтов работают в рамках данной модели, в своей практике они синтезируют концепции, техники и технологии из различных теорий и школ психотерапии.

Общие цели всех видов П.: помочь пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливым и продуктивным.

При этом задачами П. будут являться:

помочь пациенту лучше понять свои проблемы;

устранить эмоциональный дискомфорт;

поощрить свободное выражение чувств;

обеспечить пациента новыми идеями или информацией о том, как решать свои проблемы;

помочь пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.

При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам:

- обеспечивает психологическую поддержку;

- устраняет дезадаптивное поведение и формирует новые адаптивные стереотипы;

- содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациент начинает лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.

Классификация методов психотерапии. Существует много классификаций психотерапевтических методов в зависимости от разных механизмов психотерапевтических техник. Наиболее известные виды психотерапии:

1. Психодинамические методы: психоанализ ортодоксальный, неопсихоаналитические направления К. Юнга, А. Адлера и др., эгопсихология, реконструктивная психотерапия и др.

2. Гуманистические методы: экзистенциальные, холистические, гештальт-терапия и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: