Эмоционально-стрессорная терапия и принципы «кодировки»

Методы, основанные на внушаемости с направленной аверсией. Применяются для терапии заболеваний зависимости, чаще алкогольной, с успехом применяются при терапии ожирения. Наиболее популярными модификациями являются методики А.Р. Довженко. Последовательность методик:

1. Желательный отказ от вещества за 2—4—6 дней до сеанса.

2. Создание напряженного ожидания сеанса. Разъяснительные беседы ассистентов психотерапевта.

3. Введение вещества X в форме ингалляции с желательным анестезирующим эффектом, орошения слизистых, внутривенно, внутримышечно со стрессорной словесной формулировкой, которую предоставляет психотерапевт.

4. Ограничение срока аверсии, например 1—2 года.

5. Промежуточное подкрепление действия «вещества X» с помощью других веществ, например, отваров трав, переписки, включения в пропаганду метода.

Игровая терапия — одна из наиболее распространенных в 30-е годы XX в. эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития. Обобщена в двух основных фор­мах — игротерапии и арттерапии.

Игротерапия часто применяется как техника терапии детского возраста. Выделяют две формы игротерапии — направленную и не­направленную, которые по-разному предполагают степень активно­сти и участие в игре взрослого с целью актуализации в символичес­кой форме бессознательных подавленных тенденций у ребенка и проигрывание их в направлении социально приемлемых стандартов и норм. В снискавшей высокую оценку классической работе X. Джай-нотт цель игровой терапии определяется как воздействие на базовые изменения в интрапсихическом равновесии ребенка для установле­ния баланса в структуре его личности [Джайнотт, 1970].

В практике игротерапии сформулированы основные требова­ния, регламентирующие процедуры и методы ее применения. Раз­личают индивидуальную и групповую формы игротерапии. Так, наилучшей формой коррекции личностных нарушений в общении будет групповая игротерапия. Набор игр, применяемых в игроте­рапии, включает игры со структурированным игровым материа­лом и сюжетные игры. Среди них выделяют сказкотерапию и кук-лотерапию.

Близкой к игротерапии формой коррекции психического раз­вития является арттерапия.

Арттерапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятель­ности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыраже­ния и самопознания личности через искусство, отсюда важней­шим принципом этого метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности личности, независимо от их содержания, формы и качества. Одним из продуктов арттерапии выступает проективный рисунок, который служит средством уси­ления чувства идентичности ребенка. Рисунок помогает детям уз­нать себя, свои способности, является средством выражения эмо­циональных состояний, страхов. В качестве арттерапии может выс­тупать и творчество самого психотерапевта (лепка, рисование и др.), способствующее лучшему взаимодействию с клиентом. Арттерапия, направленная на коррекцию личностного разви­тия, находит в современной зарубежной психологии широкое при­менение для разных возрастных групп детей и подростков, а также взрослых.

Имаготерапия — использование в целях терапии игры образа­ми. Среди применяемых здесь приемов можно выделить импрови­зированный диалог, пересказ литературного произведения, им­провизацию ситуации или сюжета, исполнение роли в спектакле, пересказ и драматизацию народных сказок, различные театрали­зации и т.д. Цели и задачи имаготерапии заключаются в развитии у клиентов коммуникативных способностей, способности адекват­но реагировать на неблагоприятные ситуации, мобилизовать жиз­ненные ресурсы в непредвиденных обстоятельствах, развитие ком­муникативных способностей, готовность к самоидентификации и развитию “Я-образа”, что ведет к обогащению жизни новыми переживаниями, пробуждает желание увидеть ситуацию другими глазами. Имаготерапия укрепляет и обогащает эмоциональные ре­акции и впечатления клиентов, формирует у них стремление к самопознанию и самоизменению.

Натуртерапия — это форма психотерапии, способствующая са­моизменению клиента посредством единения с природой. Здесь можно говорить о видеоэкологии, в основе которой лежит изме­нение гомогенной визуальной среды во избежание постоянного восприятия агрессивной монотонной внешней среды. Некоторые исследователи говорят о положительном влиянии на психическое состояние человека ландшафтотерапии и об отрицательном воз­действии городских строений. Изменение ландшафтного дизайна благоприятно влияет на общее состояние человека. Исходя из этого многие психотерапевтические сеансы предлагается проводить в условиях естественной природной среды — в парке, у озера, а не в замкнутом однообразном пространстве помещения. Натуртерапия выступает как одно из средств релаксации личности, снятия напряжения и восстановления собственных ресурсов

Библиотерапия — это лечебное воздействие на психику челове­ка произведений художественной литературы. Художественные об­разы вызывают целый ряд ассоциаций, которые могут оказывать позитивное влияние на самооценку, самопринятие и общее пси­хическое состояние клиента. В процессе беседы о прочитанном и на основании анализа дневника, который рекомендуется вести в ходе библиотерапии, оценивается объективное состояние клиента. Разумеется, подбор книг, сюжетов произведений должен вестись не клиентом, а психотерапевтом в каждом отдельном случае.

Логотерапия, или разговорная терапия, позволяет вербализо­вать внутреннее состояние клиента, снизить его эмоциональное напряжение за счет включенности в ситуацию доверительного об­щения, обнаружить готовность к самоизменению, к пониманию и принятию происходящих событий жизни. Поддерживающие, не­директивные реплики психотерапевта в ходе беседы помогают кли­енту справиться с трудной ситуацией, прийти к осознанию важ­ности конструктивных изменений собственного поведения. Основ­ные понятия логотерапии, используемые в качестве метода разговорной терапии, — самоэксплорация и самоконгруэнция. Самоэксплорация означает меру включенности клиента в беседу, со­держание соответствующих контексту разговора переживаний. Са­моконгруэнция означает совпадение внешней, словесной аргумен­тации и внутреннего состояния человека. Возникновение этих состояний в ходе разговорной терапии означает достижение дос­таточного уровня эффективности применяемого метода психоте­рапевтического воздействия.

Морита-терапия впервые начала применяться в Японии и как метод изложена в книге Морита в 1921 г. Ее исходные положения базируются на признании всеобщей зависимости людей. Условием целесообразного поведения является необходимость производить хорошее впечатление на окружающих. Иногда эти жесткие требо­вания могут вызвать боязнь межличностных отношений. Симптом страха усиливается в силу возникновения феномена “порочной спи­рали”, когда количество социальных контактов увеличивает нара­стание страхов. Метод Морита призван терапевтическим путем сни­жать страхи контактов в реальной жизни. Этот метод довольно тру­доемкий, он включает несколько стадий и временных циклов: в целом 4 стадии продолжительностью более 20 дней. Используется в специфических случаях по показаниям различных невроти­ческих состояний.

Музыкальная терапия как метод психологической помощи по­лучила известность в конце 40-х годов XX в., когда во многих стра­нах Западной Европы стали организовываться музыкально-психо­терапевтические общества и центры. Такие центры были созданы в Австрии, Германии, Швеции, Швейцарии. Лечебный эффект му­зыкальной терапии основывается на факторе групповой динами­ки, взаимного психоэмоционального положительного заряжения, сопереживания и сочувствия, который оказывает воздействие на участников групповых музыкальных занятий.

Как справедливо указывается во многих руководствах, на со­стояние клиента оказывает положительное влияние личность са­мого музыканта, музыкального психотерапевта. Его владение му­зыкальными инструментами, умение петь — немаловажный фак­тор в комплексе воздействий на глубинные слои человеческого сознания через пропорциональные соотношения звуков, дающих эффект обертонов [Петрушин, 1999].

В американском направлении психотерапии ее лечебный эф­фект основывается на идеях традиционного психоанализа. Психо­терапевт музыкальными средствами способен довести клиента до катарсической разрядки и тем самым облегчить его состояние. В связи с этим в музыкальной терапии большое значение имеет подбор соответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызвать необходимые образные ассоциации и переживания. Аме­риканская музыкальная психотерапия наработала обширные ката­логи лечебных музыкальных произведений разных жанров и сти­лей, но соответствующим образом классифицированных по на­правлениям воздействия.

Музыкальная терапия вместе с арттерапией может стать эф­фективным методом лечения и профилактики психического здо­ровья личности.

Основные термины и понятия:

психоанализ, гештальттерапия, бихевиоральная те­рапия, гуманистическая терапия, экзистенциональная терапия, когнитивная терапия и рационально-эмотивная терапия, индивидуальная и групповая форма психотерапии, гипнотерапия, аутогенная тренировка, арттерапия, сказкотерапия, психодрама, психогимнастика, музыкальная терапия, библиотерапия, натуртерапия, логотерапия, имаготерапия, морита-терапия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: