Основные
характеристики
| Психодинамическоенаправление
| Поведенческоенаправление
| Опытное
направление
|
1. Основные
жалобы
| Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное.
| Беспокойство, тревога, страх.
| Раздражение, отчуждение (от себя).
|
2. Концепция
патологии
| Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами.
| Неадекватное поведение, которое возникло в результате неправильного научения.
| Невозможность самореализации, нарушение личной целостности, несовпадение «Я-концепции» и опыта.
|
3. Концепция здоровья
| Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа ЭГО над ИД, усиление ЭГО.
| Отсутствие симптома, редукция тревоги и беспокойства.
| Актуализация потенциального: самораскрытия, самореализации, осознавание собственной личности, спонтанность.
|
4. Вид изменения
| Глубокие внутренние изменения: понимание прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание.
| Прямое научение: изменение поведения в настоящем, то есть действия или представления.
| Немедленный (сиюминутный) опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанные выражения опыта.
|
5.Временной подход и фокусировка
| Исторический: относящийся к прошлому.
| Неисторический: объективное настоящее.
| Отсутствие историзма: данный момент («здесь и сейчас»).
|
6. Вид лечения
| Долгое и интенсивное.
| Короткое и неинтенсивное.
| Короткое, но интенсивное.
|
7. Задачи
терапевта
| Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение.
| Выработать специфические адап-тивные поведенческие ответы на сти-мулы, вызывающие беспокойство.
| Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (психологическое, соматическое, духовное).
|
8. Основные
приемы
| Интерпретация: связанные ассоциации, символические проявления бессознательного, анализ сопротивления и переноса.
| Научение: классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям.
| Встреча: равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств.
|
9. Модель
лечения
| Медицинская: врач – пациент или родитель-взрослый-ребенок, то есть терапевтический союз.
| Образовательная (воспитательная): учитель-ученик или родитель-ребенок, то есть обучающий союз.
| Экзистенциальная: человек-человек или взрослый-взрослый, то есть союз людей (равноправный).
|
10. Природа отношений при лечении
| Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения.
| Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений.
| Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения.
|
11. Роли и позиции терапевта
| Интерпретатор–отобра-жатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий.
| Советчик: прямой, решающий проблемы, практический.
| Фасилитатор (инициатор взаимодействия, помощник): взаимнорешающий.
|