| Основные характеристики | Психодинамическоенаправление | Поведенческоенаправление | Опытное направление |
| 1. Основные жалобы | Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное. | Беспокойство, тревога, страх. | Раздражение, отчуждение (от себя). |
| 2. Концепция патологии | Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами. | Неадекватное поведение, которое возникло в результате неправильного научения. | Невозможность самореализации, нарушение личной целостности, несовпадение «Я-концепции» и опыта. |
| 3. Концепция здоровья | Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа ЭГО над ИД, усиление ЭГО. | Отсутствие симптома, редукция тревоги и беспокойства. | Актуализация потенциального: самораскрытия, самореализации, осознавание собственной личности, спонтанность. |
| 4. Вид изменения | Глубокие внутренние изменения: понимание прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание. | Прямое научение: изменение поведения в настоящем, то есть действия или представления. | Немедленный (сиюминутный) опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанные выражения опыта. |
| 5.Временной подход и фокусировка | Исторический: относящийся к прошлому. | Неисторический: объективное настоящее. | Отсутствие историзма: данный момент («здесь и сейчас»). |
| 6. Вид лечения | Долгое и интенсивное. | Короткое и неинтенсивное. | Короткое, но интенсивное. |
| 7. Задачи терапевта | Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение. | Выработать специфические адап-тивные поведенческие ответы на сти-мулы, вызывающие беспокойство. | Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (психологическое, соматическое, духовное). |
| 8. Основные приемы | Интерпретация: связанные ассоциации, символические проявления бессознательного, анализ сопротивления и переноса. | Научение: классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям. | Встреча: равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств. |
| 9. Модель лечения | Медицинская: врач – пациент или родитель-взрослый-ребенок, то есть терапевтический союз. | Образовательная (воспитательная): учитель-ученик или родитель-ребенок, то есть обучающий союз. | Экзистенциальная: человек-человек или взрослый-взрослый, то есть союз людей (равноправный). |
| 10. Природа отношений при лечении | Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения. | Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений. | Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения. |
| 11. Роли и позиции терапевта | Интерпретатор–отобра-жатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий. | Советчик: прямой, решающий проблемы, практический. | Фасилитатор (инициатор взаимодействия, помощник): взаимнорешающий. |






