Основные направления психотерапии и их характеристики

Основные характеристики Психодинамическоенаправление Поведенческоенаправление Опытное направление
1. Основные жалобы Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное. Беспокойство, тревога, страх. Раздражение, отчуждение (от себя).
2. Концепция патологии Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами. Неадекватное поведение, которое возникло в результате неправильного научения. Невозможность самореализации, нарушение личной целостности, несовпадение «Я-концепции» и опыта.
3. Концепция здоровья Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа ЭГО над ИД, усиление ЭГО. Отсутствие симптома, редукция тревоги и беспокойства. Актуализация потенциального: самораскрытия, самореализации, осознавание собственной личности, спонтанность.
4. Вид изменения Глубокие внутренние изменения: понимание прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание. Прямое научение: изменение поведения в настоящем, то есть действия или представления. Немедленный (сиюминутный) опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанные выражения опыта.
5.Временной подход и фокусировка Исторический: относящийся к прошлому. Неисторический: объективное настоящее. Отсутствие историзма: данный момент («здесь и сейчас»).
6. Вид лечения Долгое и интенсивное. Короткое и неинтенсивное. Короткое, но интенсивное.
7. Задачи терапевта Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение. Выработать специфические адап-тивные поведенческие ответы на сти-мулы, вызывающие беспокойство. Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (психологическое, соматическое, духовное).
8. Основные приемы Интерпретация: связанные ассоциации, символические проявления бессознательного, анализ сопротивления и переноса. Научение: классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям. Встреча: равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств.
9. Модель лечения Медицинская: врач – пациент или родитель-взрослый-ребенок, то есть терапевтический союз. Образовательная (воспитательная): учитель-ученик или родитель-ребенок, то есть обучающий союз. Экзистенциальная: человек-человек или взрослый-взрослый, то есть союз людей (равноправный).
10. Природа отношений при лечении Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения. Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений. Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения.
11. Роли и позиции терапевта Интерпретатор–отобра-жатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий. Советчик: прямой, решающий проблемы, практический. Фасилитатор (инициатор взаимодействия, помощник): взаимнорешающий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: