Реализация полномочий органов местного самоуправления в области общего образования

Федеральной программой развития образования[158] определяются основные направления развития общего образования:

сохранение, поддержка и развитие государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования и обеспечение образовательных потребностей населения, в том числе за счет малокомплектных образовательных учреждений общего образования в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, в Сибири;

совершенствование педагогических технологий, создание условий, обеспечивающих вариативность образования и развитие различных форм его получения;

разработка преемственных типовых программ с федеральными и национально-региональными компонентами и соответствующих им комплектов учебников для начального, основного и полного (среднего) общего образования, учебного оборудования, в том числе с использованием информационных технологий;

совершенствование структуры и содержания образования граждан, сочетающих общее образование с трудовой деятельностью;

развитие гуманитарной, экологической и практической направленности общего образования;

совершенствование системы профессиональной ориентации;

развитие возможностей для образования одаренных обучающихся с учетом их индивидуальности;

обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

совершенствование обучения лиц с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

совершенствование механизмов государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

вступление в силу федерального закона об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования и введение в действие полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, в том числе специальных;

качественное обновление содержания общего образования;

реструктуризация и развитие системы образовательных учреждений общего образования, сокращение количества указанных образовательных учреждений, работающих в две смены, прекращение их работы в три смены;

увеличение количества образовательных учреждений общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ:

- начальное общее,

- основное общее,

- среднее (полное) общее образование.

С 1 сентября 2007 года[159] обязательным является общее образование в целом, т.е. обязательным является прохождение всех 3 ступеней общего образования, ранее обязательным признавалось лишь основное общее образование. Это означает, в частности, обязанность создавать муниципальные образовательные учреждения, предоставляющие образование всех трех ступеней, однако само по себе это не исключает возможность создания наряду с этим и учреждений, реализующих отдельные ступени образования («школ-восьмилеток» и т.п.).

С этого же времени требование обязательности получения общего образования сохраняется до достижения лицом возраста 18 лет, а не 15, как ранее.

Обязательность общего образования влечет также особенности и ограничения при отчислении (исключении) учащихся из образовательных учреждений до получения ими общего образования. Согласно Закону, это возможно только при достижении учащимся возраста 15 лет:

1) по инициативе обучающегося - с согласия а) родителей (законных представителей) учащегося, б) органа местного самоуправления по управлению образованием и с марта 2006 г. также в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

2) по решению органа управления образовательного учреждения - за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения; такое решение принимается с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Причем в случае, если несовершеннолетний по собственной инициативе оставил образовательное учреждение, не завершив даже основное общее образование, и в случае, если он был исключен из образовательного учреждения за нарушения устава, на комиссию по делам несовершеннолетних возложено принятие совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и органом местного самоуправления мер по трудоустройству, а также по продолжению образования несовершеннолетним. При этом если несовершеннолетний по собственной инициативе оставил образовательное учреждение, не завершив даже основное общее образование, то должны быть приняты меры и его по трудоустройству и продолжению освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (с 1 сентября 2007 года, до этого достаточно было принять хотя бы те или другие меры). Если же обучающийся был отчислен за нарушения устава, то должны быть приняты хотя бы одни из указанных мер. Соответствующие меры должны быть приняты в месячный срок.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 утвержден федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Письмом Минобразования России от 15 декабря 2002 года № 30-51-914/16 направлен Минимальный социальный стандарт РФ «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования».

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждены Приказом Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312.

Дополнительные образовательные программы и услуги могут реализовываться общеобразовательными учреждениями на договорной основе за пределами определяющих его статус общеобразовательных программ. Муниципальные образовательные учреждения общего образования, имеющие лицензии на право ведения образовательной деятельности, могут осуществлять образовательную деятельность в виде оказания платных дополнительных образовательных услуг, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, без получения дополнительных лицензий[160]. Однако проведение профессиональной подготовки обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг возможно в общеобразовательных учреждениях только при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями (п. 8 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»). Правила оказания платных образовательных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года № 505[161].

Прием в общеобразовательные учреждения осуществляется по месту жительства (абз. 2 п. 1.1 ст. 16 Закона РФ «Об образовании»). Отказ в приеме возможен только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае орган местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в другую школу. Не допускается какой-либо конкурсный отбор детей. Это касается всех типов общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством, в т.ч. с углубленным изучением каких-либо предметов, включая гимназии и лицеи[162].

Исключение составляют нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности. Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности (п. 13 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»). Решение о создании такого учреждения и его устав должны содержать указание на то, что это учреждение является нетиповым.

В общеобразовательном учреждении необходимо также строго соблюдать правила предоставления религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ, установленные ч. 4 ст. 5 и иными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

1) обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения. Недопустимо прямое или косвенное принуждение детей к посещению занятий по религиозному воспитанию;

2) предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления;

3) используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации;

4) религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», не пользуются данными правами[163].

Деятельность муниципальных общеобразовательных учреждений регулируется типовыми положениями об этих учреждениях и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Перечень типов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования установлен распоряжением Правительства РФ от 18 октября 2007 года № 1447-р. Типовое положение об общеобразовательном учреждении утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196[164].

На субъектов РФ возложено обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных субъектов РФ об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена (подп. 8.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании»). С 2009 года единый государственный экзамен станет единственной формой государственной (итоговой) аттестации, иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены только Минобрнауки России и только для выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Результаты ЕГЭ с 2009 года должны признаваться профессиональными образовательными учреждениями в качестве вступительных испытаний и их право на проведение по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности ограничивается - это возможно только в рамках перечня специальностей, по которым допустимо введение таких испытаний, и перечня образовательных учреждений, в которых допускается проведение таких испытаний, которые должны быть определены на федеральном уровне в порядке, установленном Правительством РФ. До 2009 года Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ был установлен переходный период для введения и проведения единого государственного экзамена. Так, в 2008 года особенность заключалась в том, что перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ, утверждается Минобрнауки России на основании представлений органов исполнительной власти субъектов РФ по управлению образованием. Результаты ЕГЭ с этого года уже обязательны для профессиональных образовательных учреждений, однако все они еще вправе самостоятельно определять форму вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, по которым ЕГЭ не проводится в соответствующем субъекте РФ. Перечень предметов для проведения ЕГЭ и иные правила проведения ЕГЭ в 2008 года установлены Приказом Минобрнауки России от 5 февраля 2008 года № 36.

Организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников[165], рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, возложено Законом РФ «Об образовании» не на органы местного самоуправления, а на субъектов РФ. Отбор организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций отнесено к ведению РФ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: