Мультикультурализм и этнокультурные процессы в современном мире

В конце 60-х г. появилось понятие мульти­куль­ту­ра­лизм – политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Мульти­куль­ту­ра­лизм – «признание прав личности и группы на поддержание собственной идентичности в условиях гетерогенного общества»[102]. Принцип мульти­куль­ту­ра­лизма – признание равноправности культур, высокой значимости культурной (религиозной и этнической) идентичности и обеспечение права на её защиту, позитивное восприятие разнообразия в обществе, идеи толерантности и культурного плюрализма. Важным отличием от политического либерализма является признание мульти­куль­ту­ра­лиз­мом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов, и так далее. Исторические предшественники мульти­куль­ту­ра­лизма – политика ассимиляции и в ещё большей степени политики сегрегации идут вразрез с либеральными принципами защиты прав личности. Мульти­куль­ту­ра­лизм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы». Мульти­куль­ту­ра­лизм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мульти­куль­ту­ра­лиз­ма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где издавна существовало смешение культур или наблюдался значительный приток иммигрантов. В современной Европе мульти­куль­ту­ра­лизм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур мигрантов из стран «третьего мира» (в том числе из бывших колоний европейских стран).

Трудовые мигранты, или гастарбайтеры, – одно из проявлений глобального мира. В окрестностях крупных городов возникают целые районы компактного проживания представителей неевропейской цивилизации. Уровень жизни в таких районах по причине общей социальной неустроенности ниже среднего по стране, а уровень преступности выше. Коренное население чувствует себя в таких районах неуютно или просто бежит. Такие кварталы есть сегодня во всех крупных европейских городах.

В конце ХХ века заговорили о кризисе мультикультурализма как равноправного сосуществования в одной стране разнообразных этнических групп с их культурными и религиозными ценностями и их постепенного слияния в некую новую общность на основе демократических ценностей. «Британцем может называться лишь тот, кто верит в свободу слова, свободу вероисповедания, демократию, главенство закона и равенство права независимо от расы и пола», по словам британского премьера Д.Кэмерона, сказанным в 2011г. Но при всех трудностях «мульти­куль­ту­ра­лизм на сегодня – это единственная модель интеграции инокультурных сообществ в западное демократическое общество, которая соотносится с его базовыми ценностями и отвечает экономическим и политическим потребностям демократического общества»[103]. Всё популярнее становится требование «руководящей культуры», т.е. того минимума ценностей, которые обязан разделять иммигрант, живущий в Европе. Вводятся экзамены на знание языка и истории страны, дающей гражданство.

Особые трудности в Европе с культурно-политической интеграцией испытывает мусульманское население. И кризис мультикультурализма связан прежде всего с конфликтом двух разных религиозных идентичностей. Норвежский террорист А.Брейвиг (2011) заявил, что своими «зверствами» хотел начать дело спасения Европы от мусульманского завоевания. Мусульмане хотят жить в Европе, но по своим законам.

Неприязнь к иностранцам значительно усилилась после террористических актов в США в сентябре 2001 г. «Как полагают пессимисты, в западных обществах речь идёт уже не о «диалоге» в рамках толерантной многокультурности, а о реальной конкуренции культур»[104]. В конце XX века началась подлинная эрозия американского единства. Это выразилось в растущем этническом обособлении. Доминирование среди новой волны иммигрантов из Латинской Америки испанского языка всерьёз поставило вопрос о билингвизме в американской жизни. «Процесс исключительно интенсивной иммиграции испаноязычных привёл к тому, что в начале XXI века вызрела перспектива превращения Соединённых Штатов в англо-испанское общество»[105]. Демографы предсказывают, что к 2040 г. белые неиспаноязычные будут меньшинством среди всех американцев. «Мы находимся на пороге (а отчасти уже в начале) нового Великого переселения народов…По прогнозам демографов, к 2025 г. от 30 до 50% населения крупнейших городов Севера будут выходцами с Юга»[106].

Идущие ныне процессы всё чаще называют «великим переселением народов», которое разрушило Римский мир и погрузило Европу на многие века в тьму раннего средневековья: «Третий мир переносит свои пределы на Запад. И вряд ли его возможно остановить. Уже сегодня незападный мир превосходит численностью западный где-то в пять-шесть раз. К середине XXI века будет превосходить в десять[107].

ХХ век – век диаспор. Диаспора (греч. «рассеяние») – рассеяние этноса в инонациональной среде. Человек диаспоры ощущает свою чужеродность в иной этнической среде, что порождает чувство групповой этнической сплочённости.

Литература

1. Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

3. Бауман З. Текучая современность. М.; СПб.: Питер, 2008.

4. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.

5. Бьюкенен П. Смерть Запада. М., 2003.

6. Бэлл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

7. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.

8. Глобалистика: Энциклопедия. М, 2003.

9. Зиновьев А. Глобальный человейник. М., 2003.

10. Костина А.В.Культурология: Уч.пос.- М.: Кнорус, 2009.

11. Кравченко С.А. Риски в нелинейном глобальном социуме. М.: АИКИЛ, 2009.

12. Многоликая глобализация / Под ред. П.Бергера и С.Хантингтона. М.: Аспект Пресс, 2004.

13. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

14. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2010.

15. Тоффлер Э. Шок будущего. М: АСТ, 2008.

16. Чумаков А.Н. Глобализация: Контуры целостного мира. – М.: Проспект, 2009.

Контрольные вопросы

1. Сравните две современности: модерн и постмодерн.

2. Какие черты ситуации постмодерна описал Э.Тоффлер?

3. Что такое «футурошок», и кто ввёл это понятие?

4. Поясните характеристики: «общество риска», «ускользающий мир», «индивидуализированное общество», «текучая современность».

5. Раскройте плюсы и минусы глобализации.

6. Что такое мультикультурализм и кризис мультикультурализма?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: