При перевозке войск железнодорожным транспортом подразделение ПВО прикрывает общевойсковое соединение (часть, подразделение) в исходном районе, районе ожидания, на станции погрузки (разгрузки), в ходе перевозки, в районе сосредоточения (сбора) после выгрузки.
Противовоздушная оборона соединения (части) при перевозках осуществляется штатным подразделением ПВО и подразделениями ПВО старшего начальника.
При подготовке к перевозке войск начальник ПВО соединения (части) участвует в рекогносцировке, проводимой командиром соединения (части). В ходе рекогносцировки изучаются районы и условия погрузки войск, уточняются исходные районы и районы ожидания.
Для принятия решения командиром соединения (части) начальник ПВО подготавливает командиру данные о возможных действиях авиации противника, состоянии и возможностях подразделении ПВО, предложения по их распределению по эшелонам; готовит предложения по организации ПВО в исходном районе, районе ожидания, сбора, сосредоточения, на станциях погрузки и выгрузки и пути следования.
Получив задачу, командир подразделения ПВО уясняет ее, отдает предварительные распоряжения по подготовке подразделения к следованию по железной дороге, оценивает обстановку, устанавливает взаимодействие с командиром прикрываемой части (подразделения), принимает решение, докладывает его старшему начальнику и отдает устный боевой приказ.
При уяснении задачи уточняются:
· номер (номера) эшелона (эшелонов);
· количество и тип подвижного состава, выделенного для размещения подразделения ПВО;
· согласуются места расположения и порядок погрузки огневых и транспортных средств, время и порядок выдвижения прикрываемых подразделений в район ожидания (сбора) и на станцию погрузки;
· порядок организаций связи, управления и другие вопросы.
После этого командир подразделения проводит рекогносцировку позиций в районе ожидания (сбора) и на станции погрузки, а также маршрутов движения к ним.
При постановке задачи в устном боевом приказе командир подразделения ПВО указывает:
· сведения о противнике;
· задачу прикрываемого соединения (части, подразделения);
· задачу подразделения ПВО;
· после слова «приказываю» он указывает: задачи подчиненным, стартовые (огневые) позиции в исходном районе, районе ожидания и на станции погрузки; маршрут выдвижения; количество боевых машин (установок) для развертывания на платформах; места расположения стрелков-зенитчиков и наблюдателей за воздушным противником; порядок ведения разведки и огня в пути следования; организацию управления.
Для прикрытия общевойскового соединения (части) в исходном районе (районе ожидания) штатное подразделение ПВО занимает боевой порядок с таким расчетом, чтобы обеспечить надежную противовоздушную оборону и своевременное включение в колонны прикрываемых подразделений при выдвижении на станцию (станции) погрузки.
На станции погрузки штатные подразделения ПВО занимают стартовые позиции на удалении 300–1000 м от станции.
Для прикрытия станции разгрузки с первым эшелоном отправляется зенитное подразделение, способное уничтожать воздушного противника пушечным и ракетным вооружением.
Командные пункты штатного и приданного зенитного дивизиона общевойскового соединения, ПУ ПВО соединения перевозить одним эшелоном запрещается. Начальник ПВО, ПУ ПВО совершают марш железнодорожным транспортом совместно с командным пунктом соединения.
Погрузка боевых машин на платформы осуществляется последовательно, с таким расчетом, чтобы обеспечилась непрерывная противовоздушная оборона. Количество огневых средств, развертываемых на платформах для прикрытия эшелонов в пути следования, определяется решением командира соединения (части). Зенитные средства, выделенные для прикрытия эшелонов в пути следования, грузятся первыми, а выгружаются последними. После выгрузки зенитное подразделение занимает позицию и прикрывает общевойсковое подразделение при разгрузке и выходе в назначенный район.
Боевые машины, выделенные для прикрытия воинского эшелона в пути следования, размещаются согласно указаниям начальника эшелона на платформах в голове, середине и хвосте эшелона с учетом удобства ведения огня по воздушным целям. Между локомотивом (крытым вагоном или полувагоном) и ближайшей к нему установкой (боевой машиной, стрелком-зенитчиком) должно быть не менее одной платформы с грузом небольшой высоты. Каждой установке (боевой машине, стрелку-зенитчику) назначаются запретные секторы и углы возвышения. При следовании по электрифицированным железным дорогам принимаются меры, исключающие возможность повреждения контактной сети и опор во время стрельбы. Боевые расчеты находятся в боевых машинах в готовности к открытию огня; смена расчетов производится по приказанию командира подразделения на остановках поезда.
Командир расчета (отделения), назначенного для прикрытия эшелона в пути следования обязан:
· руководить погрузкой, развертыванием, креплением и подготовкой боевой машины (установки, отделения) к стрельбе;
· обозначить и указать расчету (отделению) разрешенные секторы стрельбы;
· ставить задачу расчету (отделению);
· лично вести разведку воздушного противника и управлять огнем расчета (отделения);
· докладывать командиру о своих действиях и результатах стрельбы и принимать меры по своевременному пополнению боеприпасов и горючего.
Для управления подразделением ПВО используется проводная связь, а также связь сигнальными средствами, которая организуется:
· между начальником эшелона и командиром батареи (взвода);
· между командиром батареи (взвода) и командирами расчетов (отделений);
· между постами воздушного наблюдений (наблюдателями) и командиром батареи (взвода).
В пути следования командир подразделения изучает воздушную обстановку по данным оповещения радиолокационных постов (командных пунктов), по докладам постов воздушного наблюдения (наблюдателей), командиров расчетов (отделений) и личным наблюдением; информирует о ней начальника эшелона; управляет боевыми действиями подразделения: дает команду на смену дежурных расчетов (отделений); контролирует надежность крепления техники и соблюдение мер безопасности личным составом; принимает меры по пополнению ракет и боеприпасов, устранению неисправностей боевой техники и оказанию помощи раненым; постоянно уточняет местоположение эшелона; докладывает начальнику эшелона результаты боевых действий.
Разведка воздушного противника в пути следования и на остановках ведется постами визуального наблюдения (наблюдателями), а на неэлектрофицированных участках железных дорог и радиолокационными станциями зенитных самоходных установок.
Данные о воздушном противнике от радиолокационных постов (командных пунктов), расположенных на маршруте движения эшелона, получают путем включения приемника в их сеть целеуказания.
Отражение налетов воздушного противника осуществляется огнем зенитных установок, боевых машин, ПЗРК и стрелкового оружия.