(по В. Баскакову)
Базовые проблемы в телесно-ориентированной психотерапии. Одна из известных в нашей стране категоризации телесной проблематики принадлежит создателю метода танатотерапии, психологу В. Баскакову. Эта классификация известна под названием базовых проблем телесно-ориентированной психотерапии. Основана она на описании наиболее типичных психологических проблем и соотнесении их с определенными частями человеческого тела, где они, по мнению автора классификации, проживают».
Таких базовых проблем В. Баскаков выделяет четыре — сверхконтроль, проблема контактов, сексуальные проблемы и проблема опор.
Сверхконтроль. Эта проблема, как легко догадаться, существует в голове человека и воплощает в себе избыточный самоконтроль. Бессмысленно доказывать необходимость самоконтроля в социальной жизни человека — в сущности, это вообще единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии самоконтроля проявляется такое глобальное умение человека, как умение совершать произвольные действия.
|
|
Но тогда чем же сверхконтроль отличается от самоконтроля и что в нем, собственно говоря, плохого? Оказывается, все очень просто. Самоконтроль — всего-навсего инструмент, то есть некая способность, от использования которой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определенной ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» — и ему это действительно удается. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инструмент исправен.
Сверхконтроль же — он потому и «сверх», что отключить его не удается даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержанность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминутному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказываются в постели — самое время отключить любой контроль... Но — не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положении которого свет продолжает гореть.
Столь же губителен сверхконтроль и во всех прочих сферах человеческой жизни, где главенствуют чувства. Легко ли по-настоящему влюбиться человеку с ярко выраженным сверхконтролем? А способен ли такой человек дать волю своему творческому воображению? И может ли он прислушаться к собственной интуиции? Да мало ли чего еще он не может!..
Можно сказать, что такой человек по какой-то причине осознанно или неосознанно воспринимает окружающую вас ситуацию как небезопасную и, дабы избежать реальных — или, что бывает намного чаще, мнимых — опасностей, пытается контролировать все происходящее. И чем больше он будет знать о происходящем, тем спокойнее ему будет — или, по крайней мере, кажется, что будет спокойнее. И он напрягает все имеющиеся в его распоряжении мышцы так же, как животное в угрожающей ситуации, когда срабатывает ориентировочный рефлекс. Но животное-то при этом способно реагировать только на реальный стимул, сигнализирующий о возможной опасности! При этом, получив необходимую информацию о ситуации, животное либо успокаивается, либо пускается наутек, либо изготавливается к бою. Человек же реагирует на некий внутренний сигнал, заставивший его оценить имеющееся положение вещей как угрожающее, и потому разрешение ситуации оказывается невозможным в принципе.
|
|
Проблема контактов. Эта проблема соотносится с плечами, грудью и в первую очередь — с руками человека. Понятно, что сам по себе контакт — никакая не проблема, а исключительно приятное и даже необходимое в полноценной жизни событие. Что же должно с ним произойти, чтобы он стал проблемой? В принципе, ответ на этот вопрос в рамках рассматриваемой классификации достаточно очевиден: любое действие становится проблемой, когда совершается не так, как человек того хочет. В приложении к теме контактов это обозначает, что человеку не удается вступать в те контакты, которые были бы для него желательны, а те, которые у него имеются, устроены совсем не так, как он хотел бы.
Почему проблема контактов в классификации В.Баскакова соотнесена именно с руками? Потому что руками мы делаем практически все. Руками можно построить или сломать, можно погладить или ударить, взять или отдать... И любое, самое малейшее их движение не бывает случайным. Причем интересно то, что если ноги в силу нашего прямохождения вынуждены в той или иной мере постоянно напрягаться, то руки в принципе должны выходить из состояния покоя, только когда выполняют какую-либо работу. Однако у большинства людей, когда они находятся в состоянии бездеятельности (во всяком случае, внешней), руки что-нибудь делают. И даже если руки все-таки ничем не заняты, то само их положение зачастую, с точки зрения распределения энергии, оказывается «избыточным» — об этом уже много говорилось в главе, посвященной диагностическим аспектам клиентской работы.
Сексуальные проблемы. Секс сам по себе, опять же, никакой проблемой не является — совсем наоборот, это занятие исключительно приятное и чрезвычайно украшающее жизнь. Так что же делает секс проблемой? Самый простой и все же самый глобальный ответ — несовпадение «хочу» с «могу» во всех мыслимых вариантах. «Хочу, но не могу», «могу, но не хочу», «хочу с этим человеком, но с ним не могу (например, он не хочет)», «хочу и могу, но не знаю с кем», «хочу, но не могу это проявить», «хочу дольше (или чаще), но не могу», «хочу получать от секса настоящее удовольствие, но не могу»... Список можно продолжать почти до бесконечности. И живут все эти несовпадения у человека, как легко догадаться, в тазовой области.
Человек, имеющий в сексуальной сфере те или иные проблемы, просто не способен иметь свободный, раскованный — но отнюдь не расхлябанный! — таз. И причина тому проста: в той области тела, потребности которой по тем или иным причинам оказываются неудовлетворенными, естественным образом скапливается большое количество не потраченной на их удовлетворение энергии. Таз в такой ситуации просто не может быть ненапряженным. Возможен и другой вариант — человек «посылает» в тазовую область для удовлетворения соответствующих потребностей недостаточное количество энергии. И как тогда таз может быть не расхлябанным?
|
|
С этой точки зрения очень интересно обратить внимание на танцевальные движения в различных культурах — интересно, например, сравнить свободные и разнообразные движения женских бедер в знаменитом арабском танце живота со скульптурно-неподвижными телами грузинских танцовщиц, или, скажем, широкие, размашистые и резкие па латиноамериканской самбы с романтически грациозными движениями европейского вальса.
Что же — помимо общей скованности — происходит в области напряженного таза, наполненного нереализованной сексуальной энергией? Понятно, что за счет избыточного напряжения мышц в этой области в организме вполне могут возникнуть чисто медицинские проблемы той или иной степени серьезности и выраженности. Кстати, изначально танец живота возник вовсе не как сценическое действо, а исключительно как профилактика заболеваний органов так называемого «малого таза» — женских болезней, если говорить на бытовом языке. Между прочим, в арабских странах уровень заболеваемости женскими болезнями до сих пор существенно ниже, чем в иных регионах, хотя и несколько выше, чем раньше, когда население еще не было так испорчено существованием куда более легкого медикаментозного лечения.
У людей с чрезмерно расслабленным тазом проблемы иные. Конечно, существует и совершенно особый вариант нарочитого раскачивания совсем не расслабленным тазом, как, например, у профессиональных манекенщиц или у тех, кто в какие-то моменты стремится создать определенный образ. Но такие движения бедер требуют специальных усилий, а значит — таз в этом случае никак нельзя назвать избыточно расслабленным.
Проблема опор. Понятие опор в телесно-ориентированной психотерапии — и в первую очередь в классификации базовых проблем — соотнесено с ногами, то есть с основными (но не единственными) физическими опорами человека.
С ногами связано много и поговорок, и проблем. Помните: «от страха коленки дрожат» или «от страха сердце в пятки ушло»? Причем психологический смысл этих выражений самым тесным образом связан с тем, что скрыто в поговорке «крепко стоять на собственных ногах». Понятно, что наши ноги — это опоры, это возможность почувствовать, что нам есть на что опереться в этой жизни, это уверенность в себе и в окружающем мире. А когда опоры и уверенности нет, появляется чувство незащищенности — и, конечно же, страх.
|
|
Но человеческое тело изо всех сил старается помочь своему обладателю во всем, что бы он ни делал. И недостаточность чувства уверенности ноги по мере возможности пытаются компенсировать: пример с классическим «морским» раскачиванием при ходьбе известен всем, и смысл этого раскачивание имеет тот же самый — за счет пружинистых движений помочь моряку удержать равновесие на уходящей из-под ног палубе. Кстати, для того чтобы в любой, самой сложной или даже катастрофической ситуации сохранять равновесие, человеку необходимо быть достаточно расслабленным. Иначе успеть перенести вес на оптимальную в данном случае опору скорее всего просто не удастся. Любой мало-мальски опытный водитель знает: для того, чтобы успеть среагировать на любую неожиданную ситуацию на дороге, руки на руле должны быть максимально расслаблены.
Но и этого еще не достаточно для того, чтобы наша опора была надежной. Представьте себе, что вы идете по льду. И даже допустим, что вы идете на вполне расслабленных ногах. И тут вы поскальзываетесь... Конечно, человеку, идущему на ненапряженных, а значит — максимально готовых к мгновенному реагированию ногах будет намного легче, чем любому другому, сохранить равновесие в этом случае. Но почему вообще возникла подобная ситуация? Ответ прост и известен из физики: по причине недостаточности сцепления двух поверхностей. Так вот в телесно-ориентированной психотерапии роль такого «сцепления» играет наша чувствительность — иначе говоря, способность тон ко ощущать поверхность того, на что мы опираемся. Причем здесь для нас важен как прямой, так и переносный смысл этого выражения — речь идет не только о физической опоре, но и о любой другой.
Речь идет и о метафорическом понимании опоры — чего-то, на что необходимо — или во всяком случае очень хочется — опереться в жизни. То самое надежное плечо друга (хотя фраза из старой песни «Друг мой — третье мое плечо» порождает какие-то не вполне эстетичные зрительные образы...), верный и порядочный муж, за которым женщина как за каменной стеной, «родительский дом — начало начал» и все прочее в том же духе. Опираясь на другого человека, чрезвычайно важно чувствовать малейшие изменения в его состоянии - иначе такую опору надежной никак не назовешь.
Анализ предлагаемого подхода. Классификация базовых проблем В.Баскакова довольно удобна в практической психотерапии, потому что она дает достаточное количество возможностей работы с телом как на языке тела, так и на языке сознания. Ее удобно предъявлять клиенту при изложении диагностической версии терапевта, потому что она имеет много очевидных даже для непрофессионала подтверждений в самой структуре русского языка и народном фольклоре. Тем не менее, она с очевидностью может быть причислена к феноменологическим подходам, так как ни одна из описанных базовых проблем не соотнесена ни с конкретным периодом психомоторного развития человека, ни со специфическим механизмом ее возникновения. Неясным остается и то, на какой модели личности основывается автор рассматриваемой классификации, и то, как он представляет себе здоровое личностное функционирование.
С другой стороны, при внимательном рассмотрении становится ясно, что даже при ее очевидной ориентации на типичные клиентские запросы, выделенные в ней проблемы в очень значительной степени перекрывают друг друга. Например, возникновение сексуальных проблем может совершенно напрямую зависеть как от наличия проблем в сфере контактов, так и от недостаточности опор или выраженного сверхконтроля, что делает чрезвычайно затруднительным сколько-нибудь точную диагностику и построение прицельной психотерапевтической стратегии. Возможно, происходит это потому, что предложенная классификация не включает в себя представления о механизмах возникновения описанных нарушений.
Впрочем, все это можно объяснить и тем, что автор и не ставил своей целью создание целостного психотерапевтического метода или даже подхода.
из монографии Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.
«Работа с телом в психотерапии: практическое руководство»
(Москва: Психотерапия, 2006)
Методы исследования (по В.Н.Никитину)
1. Проективная методика «Нарисуй образ себя».
Настоящий тест предложен нами как инструмент для анализа и сравнения психофизиологического состояния испытуемого до и после проведения тренинга. (не использованы стандартные схемы методик «Нарисуй человека» по К.Маховеру, «Автопортрет» по Р.Бернсу, анализ рисунков по методике К.С. Романовой – О.Ф. Потемкиной.)
«Тест «Образ себя» отражает, прежде всего, уровень развития креативности и рефлексии и позволяет в процессе терапии проследить динамику изменений в сознании личности». С помощью теста «Нарисуй образ себя» можно выявить динамику изменений в отношении к собственному психо-телесному образу, наличие осознаваемой телесности и актуальную телесную потребность.
Возможно изобразить образ себя в любом виде, как в виде метафоры, так и в виде человеческого образа.
Критерии анализа рисунков:
- гармоничность самого образа,
- гармоничность образа на листе,
- яркость рисунка,
- качество прорисовки,
- цветовая гамма,
- символика/смысл изображения,
- динамика/статичность образа,
- субъективная интерпретация,
- динамика изменений (сравнение рисунка, сделанного до занятий, с рисунком, сделанным после).
2. Метод социально-психологического исследования – наблюдение.
Заключается в фиксации следующих свойств двигательной активности испытуемых:
- двигательная заторможенность - гиперактивность, избыточность,
- поверхностность – выражение чувств, эмоций,
- стереотипность - креативность,
- телесная ригидность- гибкость, пластичность,
- неосознаваемость телесных проявлений - осознаваемость,
- сила - вялость,
- навязчивость – вялый контакт,
- ритмичность – хаотичность,
- скоординированность – отсутствие управления,
- спонтанность – заготовленность.