Классификация базовых личностных проблем

(по В. Баскакову)

Базовые проблемы в телесно-ориентированной психотерапии. Одна из известных в нашей стране категоризации телесной проблематики принадлежит создателю метода танатотерапии, психологу В. Баскакову. Эта классификация известна под названием базовых проблем телесно-ориентированной психотерапии. Основана она на описании наиболее типичных психологических проблем и соотнесении их с определенными частями человеческого тела, где они, по мнению автора классификации, проживают».

Таких базовых проблем В. Баскаков выделяет четыре — сверхконтроль, проблема контактов, сексуальные проблемы и проблема опор.

Сверхконтроль. Эта проблема, как легко догадаться, су­ществует в голове человека и воплощает в себе избыточный самоконтроль. Бессмысленно доказывать необходимость самоконтроля в социальной жизни человека — в сущности, это вообще единственный механизм, способный обеспечить адаптацию в обществе. Именно в действии самоконтроля проявляется такое глобальное умение человека, как умение совершать произвольные действия.

Но тогда чем же сверхконтроль отличается от самоконтроля и что в нем, собственно говоря, плохого? Оказывается, все очень просто. Самоконтроль — всего-навсего инструмент, то есть некая способность, от использования которой человек может отказаться в любой момент, как только надобность в ней будет исчерпана. То есть в определенной ситуации человек говорит себе: «Будь внимателен и думай, что говоришь и что делаешь» — и ему это действительно удается. Затем ситуация меняется, он оказывается среди родных и понимающих его людей, и это вполне позволяет человеку отказаться от избыточной сдержанности. Инструмент исправен.

Сверхконтроль же — он потому и «сверх», что отключить его не удается даже в случае крайней необходимости. Женщина только что спорила со своим мужем, и сдержанность была ей необходима, дабы не дать волю сиюминутному раздражению. Но вот спор окончен, супруги оказываются в постели — самое время отключить любой контроль... Но — не тут-то было. Прежняя сдержанность работает как сломанный выключатель, в любом положении которого свет продолжает гореть.

Столь же губителен сверхконтроль и во всех прочих сферах человеческой жизни, где главенствуют чувства. Легко ли по-настоящему влюбиться человеку с ярко выраженным сверхконтролем? А способен ли такой человек дать волю своему творческому воображению? И может ли он прислушаться к собственной интуиции? Да мало ли чего еще он не может!..

Можно сказать, что такой человек по какой-то причине осознанно или неосознанно воспринимает окружающую вас ситуацию как небезопасную и, дабы избежать реаль­ных — или, что бывает намного чаще, мнимых — опаснос­тей, пытается контролировать все происходящее. И чем больше он будет знать о происходящем, тем спокойнее ему будет — или, по крайней мере, кажется, что будет спокой­нее. И он напрягает все имеющиеся в его распоряжении мышцы так же, как животное в угрожающей ситуации, когда срабатывает ориентировочный рефлекс. Но живот­ное-то при этом способно реагировать только на реальный стимул, сигнализирующий о возможной опасности! При этом, получив необходимую информацию о ситуации, жи­вотное либо успокаивается, либо пускается наутек, либо изготавливается к бою. Человек же реагирует на некий внутренний сигнал, заставивший его оценить имеющееся положение вещей как угрожающее, и потому разрешение ситуации оказывается невозможным в принципе.

Проблема контактов. Эта проблема соотносится с плечами, грудью и в первую очередь — с руками человека. Понятно, что сам по себе контакт — никакая не проблема, а исключительно приятное и даже необходимое в полноценной жизни событие. Что же должно с ним произойти, чтобы он стал проблемой? В принципе, ответ на этот вопрос в рамках рассматриваемой классификации достаточ­но очевиден: любое действие становится проблемой, когда совершается не так, как человек того хочет. В приложе­нии к теме контактов это обозначает, что человеку не уда­ется вступать в те контакты, которые были бы для него же­лательны, а те, которые у него имеются, устроены совсем не так, как он хотел бы.

Почему проблема контактов в классификации В.Баска­кова соотнесена именно с руками? Потому что руками мы делаем практически все. Руками можно построить или сло­мать, можно погладить или ударить, взять или отдать... И любое, самое малейшее их движение не бывает случай­ным. Причем интересно то, что если ноги в силу нашего прямохождения вынуждены в той или иной мере постоян­но напрягаться, то руки в принципе должны выходить из состояния покоя, только когда выполняют какую-либо работу. Однако у большинства людей, когда они находят­ся в состоянии бездеятельности (во всяком случае, внеш­ней), руки что-нибудь делают. И даже если руки все-таки ничем не заняты, то само их положение зачастую, с точки зрения распределения энергии, оказывается «избыточ­ным» — об этом уже много говорилось в главе, посвящен­ной диагностическим аспектам клиентской работы.

Сексуальные проблемы. Секс сам по себе, опять же, никакой проблемой не является — совсем наоборот, это занятие исключительно приятное и чрезвычайно украша­ющее жизнь. Так что же делает секс проблемой? Самый простой и все же самый глобальный ответ — несовпадение «хочу» с «могу» во всех мыслимых вариантах. «Хочу, но не могу», «могу, но не хочу», «хочу с этим человеком, но с ним не могу (например, он не хочет)», «хочу и могу, но не знаю с кем», «хочу, но не могу это проявить», «хочу дольше (или чаще), но не могу», «хочу получать от секса настоящее удо­вольствие, но не могу»... Список можно продолжать почти до бесконечности. И живут все эти несовпадения у челове­ка, как легко догадаться, в тазовой области.

Человек, имеющий в сексуальной сфере те или иные проблемы, просто не способен иметь свободный, раскован­ный — но отнюдь не расхлябанный! — таз. И причина тому проста: в той области тела, потребности которой по тем или иным причинам оказываются неудовлетворенными, есте­ственным образом скапливается большое количество не потраченной на их удовлетворение энергии. Таз в такой ситуации просто не может быть ненапряженным. Возмо­жен и другой вариант — человек «посылает» в тазовую область для удовлетворения соответствующих потребностей недостаточное количество энергии. И как тогда таз может быть не расхлябанным?

С этой точки зрения очень интересно обратить внима­ние на танцевальные движения в различных культурах — интересно, например, сравнить свободные и разнообраз­ные движения женских бедер в знаменитом арабском танце живота со скульптурно-неподвижными телами гру­зинских танцовщиц, или, скажем, широкие, размашистые и резкие па латиноамериканской самбы с романтически грациозными движениями европейского вальса.

Что же — помимо общей скованности — происходит в области напряженного таза, наполненного нереализован­ной сексуальной энергией? Понятно, что за счет избыточ­ного напряжения мышц в этой области в организме вполне могут возникнуть чисто медицинские проблемы той или иной степени серьезности и выраженности. Кстати, изна­чально танец живота возник вовсе не как сценическое дей­ство, а исключительно как профилактика заболеваний ор­ганов так называемого «малого таза» — женских болезней, если говорить на бытовом языке. Между прочим, в арабс­ких странах уровень заболеваемости женскими болезнями до сих пор существенно ниже, чем в иных регионах, хотя и несколько выше, чем раньше, когда население еще не было так испорчено существованием куда более легкого медикаментозного лечения.

У людей с чрезмерно расслабленным тазом проблемы иные. Конечно, существует и совершенно особый вариант нарочитого раскачивания совсем не расслабленным тазом, как, например, у профессиональных манекенщиц или у тех, кто в какие-то моменты стремится создать определенный образ. Но такие движения бедер требуют специальных уси­лий, а значит — таз в этом случае никак нельзя назвать из­быточно расслабленным.

Проблема опор. Понятие опор в телесно-ориентирован­ной психотерапии — и в первую очередь в классификации базовых проблем — соотнесено с ногами, то есть с основны­ми (но не единственными) физическими опорами человека.

С ногами связано много и поговорок, и проблем. Помни­те: «от страха коленки дрожат» или «от страха сердце в пятки ушло»? Причем психологический смысл этих выра­жений самым тесным образом связан с тем, что скрыто в поговорке «крепко стоять на собственных ногах». Понят­но, что наши ноги — это опоры, это возможность почувствовать, что нам есть на что опереться в этой жизни, это уве­ренность в себе и в окружающем мире. А когда опоры и уверенности нет, появляется чувство незащищенности — и, конечно же, страх.

Но человеческое тело изо всех сил старается помочь своему обладателю во всем, что бы он ни делал. И недостаточ­ность чувства уверенности ноги по мере возможности пы­таются компенсировать: пример с классическим «морс­ким» раскачиванием при ходьбе известен всем, и смысл этого раскачивание имеет тот же самый — за счет пружинистых движений помочь моряку удержать равновесие на уходящей из-под ног палубе. Кстати, для того чтобы в любой, самой сложной или даже катастрофической ситуации сохранять равновесие, человеку необходимо быть доста­точно расслабленным. Иначе успеть перенести вес на оп­тимальную в данном случае опору скорее всего просто не удастся. Любой мало-мальски опытный водитель знает: для того, чтобы успеть среагировать на любую неожиданную ситуацию на дороге, руки на руле должны быть максималь­но расслаблены.

Но и этого еще не достаточно для того, чтобы наша опора была надежной. Представьте себе, что вы идете по льду. И даже допустим, что вы идете на вполне расслабленных ногах. И тут вы поскальзываетесь... Конечно, человеку, иду­щему на ненапряженных, а значит — максимально готовых к мгновенному реагированию ногах будет намного лег­че, чем любому другому, сохранить равновесие в этом слу­чае. Но почему вообще возникла подобная ситуация? Ответ прост и известен из физики: по причине недостаточности сцепления двух поверхностей. Так вот в телесно-ориенти­рованной психотерапии роль такого «сцепления» играет наша чувствительность — иначе говоря, способность тон ко ощущать поверхность того, на что мы опираемся. При­чем здесь для нас важен как прямой, так и переносный смысл этого выражения — речь идет не только о физической опоре, но и о любой другой.

Речь идет и о метафорическом понимании опоры — чего-то, на что необходимо — или во всяком случае очень хочется — опереться в жизни. То самое надежное плечо друга (хотя фраза из старой песни «Друг мой — третье мое плечо» порождает какие-то не вполне эстетичные зрительные образы...), верный и порядочный муж, за которым женщина как за каменной стеной, «родительский дом — начало начал» и все прочее в том же духе. Опираясь на другого человека, чрезвычайно важно чувствовать малейшие изменения в его состоянии - иначе такую опору надежной никак не назовешь.

Анализ предлагаемого подхода. Классификация базовых проблем В.Баскакова довольно удобна в практической психотерапии, потому что она дает достаточное количество возможностей работы с телом как на языке тела, так и на языке сознания. Ее удобно предъявлять клиенту при изложении диагностической версии терапевта, потому что она имеет много очевидных даже для непрофессионала подтверждений в самой структуре русского языка и народном фолькло­ре. Тем не менее, она с очевидностью может быть причисле­на к феноменологическим подходам, так как ни одна из опи­санных базовых проблем не соотнесена ни с конкретным периодом психомоторного развития человека, ни со специ­фическим механизмом ее возникновения. Неясным остает­ся и то, на какой модели личности основывается автор рас­сматриваемой классификации, и то, как он представляет себе здоровое личностное функционирование.

С другой стороны, при внимательном рассмотрении становится ясно, что даже при ее очевидной ориентации на типичные клиентские запросы, выделенные в ней проблемы в очень значительной степени перекрывают друг друга. Например, возникновение сексуальных проблем может совершенно напрямую зависеть как от наличия проблем в сфере контактов, так и от недостаточности опор или выра­женного сверхконтроля, что делает чрезвычайно затрудни­тельным сколько-нибудь точную диагностику и построение прицельной психотерапевтической стратегии. Возможно, происходит это потому, что предложенная классификация не включает в себя представления о механизмах возникно­вения описанных нарушений.

Впрочем, все это можно объяснить и тем, что автор и не ставил своей целью создание целостного психотерапевти­ческого метода или даже подхода.

из монографии Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.

«Работа с телом в психотерапии: практическое руководство»

(Москва: Психотерапия, 2006)

Методы исследования (по В.Н.Никитину)

1. Проективная методика «Нарисуй образ себя».

Настоящий тест предложен нами как инструмент для анализа и сравнения психофизиологического состояния испытуемого до и после проведения тренинга. (не использованы стандартные схемы методик «Нарисуй человека» по К.Маховеру, «Автопортрет» по Р.Бернсу, анализ рисунков по методике К.С. Романовой – О.Ф. Потемкиной.)

«Тест «Образ себя» отражает, прежде всего, уровень раз­вития креативности и рефлексии и позволяет в процессе те­рапии проследить динамику изменений в сознании личности». С помощью теста «Нарисуй образ себя» можно выявить динамику изменений в отношении к собственному психо-телесному образу, наличие осознаваемой телесности и актуальную телесную потребность.

Возможно изобразить образ себя в любом виде, как в виде метафоры, так и в виде человеческого образа.

Критерии анализа рисунков:

- гармоничность самого образа,

- гармоничность образа на листе,

- яркость рисунка,

- качество прорисовки,

- цветовая гамма,

- символика/смысл изображения,

- динамика/статичность образа,

- субъективная интерпретация,

- динамика изменений (сравнение рисунка, сделанного до занятий, с рисунком, сделанным после).

2. Метод социально-психологического исследования – наблюдение.

Заключается в фиксации следующих свойств двигательной активности испытуемых:

- двигательная заторможенность - гиперактивность, избыточность,

- по­верхностность – выражение чувств, эмоций,

- стереотипность - креативность,

- телесная ригидность- гибкость, пластичность,

- неосознаваемость телесных проявлений - осознаваемость,

- сила - вялость,

- навязчивость – вялый контакт,

- ритмичность – хаотичность,

- скоординированность – отсутствие управления,

- спонтанность – заготовленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: