Составные части педагогического процесса: обучение, воспитание, развитие

Деятельность как фактор становления Личности представляет перед нами как бы в двух плоскостях: в аспектах своей «знаковой» интеллектуальной сферы (что действует и каким способом) и в аспекте мотивационно-эмоционально сферы (во имя чего?). Данная особенность деятельности как предмета педагогического явления обусловливает бифункциональный характер и педагогического процесса: то, что обозначилось в педагогике категориями обучение и воспитание.

ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого осуществляется передача и усвоение определённого объёма (информационно-технологический аспект) опыт жизнедеятельности.

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого формируют эмоционально-ценностные отношения Личности к окружающему миру.

В содержании обучения превалирует формирование научных убеждений, норм правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения.

Характеризуя доминирующие функции данных категорий, следует, однако стоит отметить, что в реальном педагогическом процессе они выступают как грани единого целого: «процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.».

П.Ф. Каптерев: «Старинный идеал человека – мудрец – обозначал не мыслителя только, который кроме теоретического разумения, ничего и знать не хочет, а мудреца-практика, умевшего сочетать глубокое понимание жизни людей и знание природы с соответствующей высокой нравственной деятельностью. Мудрец был всеобщий учитель не только словам, но делом, у него в душе ничего не расходилось, всё было согласно, и мысли и поступки. Это был очень умный и очень добродетельный человек».

Особое место в педагогической деятельности занимает РАЗВИТИЕ.

РАЗВИТИЕ – это объективный процесс внутреннего последовательного, количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Среда, при всей её целостности вышеназванного триединства (природа – человек - общество), проявляется по отношению к Человеку как бы в двух плоскостях: сфере факторов, способствующих БИОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ человеческих индивидуумов (географические, климатические условия жизни расовые особенности и т.д.) В зависимости, а точнее, диалектическое единство этих двух сфер обусловлено всем ходом исторического развития на Земле. Общество и всё, что с ним связано, появилось на определенной стадии биологического развития человеческих индивидуумов и находится в постоянной зависимости от его уровня. Но само общество с первых шагов своего существования, стало активно воздействовать на развитие и совершенствование необходимо ему природных задатков Человека, потому, как только Человек, его деятельность и есть основа существования общества.

Однако следует отметить, что Человек был, есть и будет целостным феноменом, входящим в жизнь не отдельными своими качествами, а как ценностное явление как ценностное явление. «…Социальное и биологическое развитие ребенка выступают не как два раздельных процесса, а как взаимосвязанные переплетающиеся стороны и компоненты единого процесса формирования его физического и духовного облика».

Разумеется, что среда оказывает на развитие Человека большое влияние. Но и «педагогическая деятельность», в определённом смысле, есть часть среды его формирования. Следовательно, в аспекте сказанного, мы должны внести определённые коррективы и в понимании категории «развитие» как компонента педагогического процесса.

РАЗВИТИЕ – целенаправленный процесс, посредством которого последовательно происходят количественные и качественные изменения физических и духовных характеристик Человека, способствующих дальнейшему освоению общественно значимого опыта жизнедеятельности.

Таким образом, категория «развитие» в педагогическом процессе, взаимодействуя с категориями «обучение», «воспитание», «среда», «наследственность» и «самовоспитание», характеризуя целостность его компонентного состава, выполняет «роль» процессуального базиса, «отправной точки» и результата.

ВОСПИТАНИЕ ОБУЧЕНИЕ

РАЗВИТИЕ

Процесс обучения и воспитания постепенно перерастают в процессе самовоспитания и самообразования.

В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально – психическое достояние человека, которое обеспечивает развитие его личности.

Педагогический (учебно-воспитательный) процесс, поэтому является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития.

Внутренне движущей силой педагогического процесса оказывает противоречие между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Это противоречие становится источником развития процесса, если выдвигаемые требования соответствуют возможностям воспитуемых, и, наоборот, подобное противоречие не будет чрезмерно трудными или лёгкими, т.е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением изучать ученический и педагогический коллектив, проектировать близкие, средние и далёкие перспективы развития коллектива и личности.

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, т.к. в реальном педагогическом процессе, прежде всего, бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемого. Сравнивая эти процессы, надо исходить на диалектики развития явлений. Методологический принцип выделения доминирующих функций обучения воспитания подчёркивает их диалектическое единство.

Если сравнить основные задачи обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба реализуют в единстве тир основные функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания – в воспитательную. Оба процесса являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Расширяя тезис Выготского о том, что обучение идет впереди развития, можно сказать, что развитие создаёт благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Итак, обучение и воспитание имеют определённые доминирующие функции в формировании всесторонне развитой личности.

Соответственно имеют свои доминирующие характеристики, задачи и содержание этих процессов. В содержании обучения превалирует формирование научных умений представлений, понятий, законов, теорий, специальных общественных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико – матеариалистичекое мировоззрение обучаемых.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения. Но процесс воспитания одновременно влияет и на образованность личности, служит непосредственным фактором, стимулирующим активность школьников в учении.

Итак, оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность отношений, волю и эмоции личности и ведут ее к общему развитию. Но первый из них преимущественно влияет на интеллектуальную, а второй на мотивационную и действенно – эмоциональную сферы. Благодаря этому процесс воспитания выступает в роли одного из стимулирующее – мотивационных факторов, активно содействующих обучению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: