Компоненты педагогического процесса

Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, её носитель – социально подготовленный взрослый – педагог, который является носителем цели и передовых идеалов, обладателем знаний и мастерства воспитания.

Педагог в педагогическом процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект педагогического процесса он получает специальное педагогическое образование, осознаёт себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающих поколений. Он формирует свое диалектико-математическое мировоззрение, развивает способность к активному общению с детьми, организации их жизни и психолого-педагогическому воздействию на них.

Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми, подвергается воспитательным воздействиям, и стремиться к самосовершенствованию. В этом ему помогает развитое диалектическое мышление, способность эмоционального отношения к себе и детям, готовность к критической переоценке своих позиций и поступков.

Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом, является ребёнок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог - ребёнок» при ведущей роли педагога. Ребёнок как объект педагогического процесса представляет сбой индивидуальность познаваемую, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделённая естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самовыражению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активности усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание педагогического процесса тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиции мировоззрения структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определённого типа человеческой личности. В содержании педагогического процесса входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры.

Важную органическую часть основ наук составляют умения и навыки необходимые для практического применения научных знаний в жизни, овладения самими научными знаниями.

Составной частью педагогического процесса являются также основные знания, умения и навыков в области производств и производительности труда. (научные принципы организации современного производства)

Все дети должны быть включены в труд (общественно полезный, производительный). В условиях научно-технической революции необходимы навыки обращения с компьютерной техникой, сложными машинами и механизмами управления ими и наладки их.

В содержание педагогического процесса включаются также знания об общественных отношениях. Сюда входят коренные понятия о формах и отношениях собственности, экономических, политических, нравственных, юридических, эстетических отношениях.

Содержанием педагогического процесса являются основы культуры. Понятие культуры очень широкое, в него включается культура духовных потребностей, ориентация на социально значимые духовные ценности, освоение основных представлений и понятий теории морали, права, искусства, ознакомления с лучшими художественными произведениями, развитие у детей художественного творчества. Сюда же относится культура человеческого общения – недостаточно представлено.

Наконец, содержание педагогического процесса органично входят основы физической культуры человека. Основы знаний по физической культуре имеют ценности лишь тогда, когда способствуют практической организации физического развития детей, приобретению ими физкультурно-спортивных умений и навыков, выработки потребностей в занятиях физической культуры.

Таков основной объём содержания педагогического процесса. Благодаря ему у детей осуществляется социализация, формируется отношение к миру, мировоззрению, формируется основные мотивы, стимулы и формы поведения, вырабатывается направленность, как их социальное ядро личности.

Четвёртым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно – управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты.

Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы воспитания и обучения.

Управленческая система педагогического процесса органически связана со всеми его компонентами. Она включает в себя организованные формы, методы обучения, воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществление обратной связи, критерии эффективности педагогического взаимодействия и воздействия. Формы педагогической организации детской деятельности рождаются в общественной жизни. К ним относится: урок, лекция, бригадно-лабораторно практические занятия, походы и экскурсии, индивидуальное ученичество, семинары, беседы, диспуты, конференции.

Педагогические методы взаимодействия с детьми – это самоуправление, соревнование, перспектива, убеждение, требование, поощрение, наказание и др.

Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика – установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности, как в целом, так и отдельных его частей. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной информации, так же берутся из общественной жизни. К способам и методам диагностики относится: проверка знаний, умения и навыков, результаты трудовой, общественной деятельности детей; их проявление в жизненных, особенно экстремальных ситуациях; фиксация нравственных выборов, поступков, поведения; плоды самостоятельной продуктивной и репродуктивной работы.

Шестой компонент – критерии эффективности педагогического процесса устанавливаются педагогикой и психологией. В их состав входят оценки знаний, умений и навыков, экспертные оценки и характеристики, привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее чётким и определённым показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношение к учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.

Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Педагогически организованной средой можно считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций, трудовых коллективов, неформальных объединений. Взаимоотношение педагогического процесса с природной средой строится на основе экологического воспитания.

Таким образом, эффективность педагогического процесса зависит:

· От степени соответствия его содержания и организации, основным требованиям объективных законов воспитания потребностям жизни общества.

· От своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречия, его систематического совершенствования;.

· От широкого привлечения к педагогической организации детской жизни, общественности и вовлечение детей в общественную жизнь.

· От тщательного учёта возрастных и индивидуальных возможностей детей в процессе организации разнообразной деятельности.

· От степени мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты педагогического контроля над жизненной ситуацией.

Ю.К. Бабанский выделяет следующие компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно – регулировочный, оценочно – результативный.

Процесс обучения есть развивающийся процесс их деятельности и поэтому они являются материальными носителями этого процесса, а не отдельными элементами деятельности.

Характеристика компонентов процесса обучения.

Целевой компонент процесса обучения отражает осознание педагогами и принятие учениками целей и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована. В конкретном цикле учебного процесса цель и задачи обучения определяются на основе требований программы, учёта особенности данного класса, уровней предшествующей подготовленности, образованности, воспитания и развитости учащихся, а так же с учётом возможностей самого педагога, оборудование кабинета и т.д.

Стимулирующие – мотивационный компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным циклом обучения учебно – воспитательных задач. В единстве стимулирования и мотивации заключён смысл стимулирующее – мотивационного компонентного учебного процесса.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учётом поставленных задач необходимости отражения в содержании предмета специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности интересов учеников.

Операционно-деятельностный компонент наиболее непосредственно отражает процессуальной сущность обучения. Операционно-деятельностный компонент реализуется по средствам определённых методов, средств и форм организации, преподавании и лечения.

Контрольный регулировочный компонент предлагает одновременный контроль преподавателя заходом решения поставленных задач обучения и самоконтроль обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов, что обеспечивает функционирование обратной связи в учебном процессе – получение учителем информации о степени затруднений, о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатков. Обратная связь вызывает необходимость корректирования, регулирования учебного процесса, внесение изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их оптимальным для данной ситуации.

Оценочно – результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку ученикам достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно – воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач учитывающих так же и необходимость восполнения обнаруженных пробелах в знаниях и умениях.

Все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определённых методов, средств и форм стимулирования и организации обучения, по ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определённый результат. Указанные последовательностью и содержание компонентов учебного процесса являются наиболее типичными для многих случаев его функционированию. В зависимости от специфики задач обучения, возможности учеников, уровня их отношения к учению те или иные компоненты процесса будут переменяться в большей или меньшей степени, а порой и отсутствовать в данном цикле. Таким образом, необходимо творчески приходить к проектированию, осуществлению процесса обучения, не допускать шаблонного не зависимо от конкретной ситуации и их применения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: