Компоненты педагогического процесса. 1. Понятие о педагогическом процессе

1. Понятие о педагогическом процессе.

Социальный аспект «опыта жизнедеятельности» как «образа» становления личности обуславливает его двусторонний подход к ценностным ориентирам: с позиции общества и с позиции отдельной личности. Возникающее противоречие, в свою очередь, определяет потребность в специализированной организации образовательной деятельности. Так мы подошли ещё к одной категории педагогики – «педагогическому процессу».

Энциклопедический словарь трактует понятие («процесс» - от латинского – prozessus – продвижение)

1. последовательная смена явлений, состояний в развитии чего–нибудь;

2. совокупность последовательных действий для достижений какого–либо результата;

3. порядок рассмотрения дел в суде, судопроизводстве, судебном деле.

Процесс, реализующий цели образования в условиях различных учебно-воспитательных систем, называется педагогическим процессом.

В классической педагогике идея целостности педагогического процесса в единстве обучения и воспитания стала оформляться в начале ХIX в., что было связано с успешным развитием естествознания, антропологизацией философского знания и диалектики, интеграцией наук о человеке. И.Ф. Гербарт ввел в педагогику понятие воспитывающего обучения, считая, что обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цели, лишенные средства. В русской педагогике К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. разрабатывали теорию целостного педагогического процесса.

Синонимами термина «педагогический процесс» является «учебно-воспитательный процесс» - совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим и ученическим коллективами по единому плану. Понятие «педагогический процесс» охватывает все компоненты обучения: и преподавателя, и используемые средства и методы обучения для решения конкретных задач усвоения содержания, и ученика, работающего под его руководством на уроке и самостоятельно – дома, и общую оснащённость учебного процесса наглядными и техническими средствами – одним словом, всё, что связано с обучением. Понятие «процесс обучения» в условно – отвлечённом виде охватывает взаимодействие только двух сторон: учителя и ученика, показывает зависимость педагогических обучающих воздействий учителя от закономерностей познавательной деятельности самого ученика. Н.К.Крупская употребляла термин «педагогический процесс», разрабатывая важнейшие закономерности единого образовательного и воспитательного процессов. В 70-е годы это понятие нередко употреблял М.А.Данилов, который понимал под этой дефиницией всю организованную учебно-воспитательную работу школы в целом, включая деятельность педагогов, учащихся, а так же материальные условия, в которых она реализуется.

В настоящее время делаются попытки разобрать общую теорию единого педагогического процесса. В качестве общих компонентов процесс обучения и воспитания, позволяющий говорить о едином педагогическом процессе, выделяют: цель, содержание, методы, организация, результаты, условия и движущие силы воспитательного процесса.

Педагогический процесс – одна из коренных, основополагающих категорий педагогической науки. Академик Б.Т.Лихачёв определяет педагогический процесс как целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребёнка в результате активной деятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: