Педагогика является прикладной наукой, выполняющей определенные социальные функции. Как и любая другая наука, педагогика имеет свой предмет исследований. Изначально предметом исследования педагогики принято было считать воспитание и подготовка к жизни подрастающего поколения или, говоря иными словами, детей. Однако в середине XX в. такое определение предмета педагогики подверглось сомнению. И, в результате, предметом современной педагогики является воспитание и квалифицированное руководство не только детей, но и взрослых людей всех возрастов. Само слово педагогика произошло от греческих слов paides - дети и ago - вести. Дословный перевод слова «пайдагогос» - «детоводитель». Главной задачей педагогики, как науки, является выявление, формирование, накопление и систематизация знаний о воспитании и образовании человека. От качества педагогического воздействия на развитие и становление человеческой личности зависит и качество образовывающегося в результате общества, его развитие и тенденции к прогрессу. К вопросам изучения педагогики относится: изучение процесса развития и становления личности; влияние сущности и закономерностей развития на воспитание; формирование целей воспитания; исследование, накопление и усовершенствование методов воспитания.
Важнейшими понятиями педагогики является воспитание, обучение и образование, производимое в различных учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Воспитание, как общественное явление, выступает средством подготовки формирующегося человека к жизни в существующем обществе, развития у него необходимых для этого свойств и качеств, прививание соответствующих культурных навыков. Будучи неразрывно связано с образованием и обучением, воспитание отвечает за порождение стимулов и мотивации к получению образования, подготовку человека к процессу обучения.
К задачам педагогики относится формирование, обозначение и исследование закономерностей воспитания и образования, управления системами образования и воспитания. При этом под закономерностями понимаются связи между искусственно созданными и образовавшимися естественным образом условиями и результатами.
Изучение и обобщение педагогического опыта, переработка новых педагогических теорий и, как результат, выявление таких подходов, которые могут быть использованы в массовой педагогической практике. Выявление, исследование и учет педагогических ошибок и причин, приводящих к нежелательным результатам в результате применения тех или иных методов воздействия. В рамках педагогической деятельности происходит выявление наиболее и наименее благоприятных условий для полноценного развития личности. Разработка теоретических моделей образовательной инфраструктуры. Внедрение в педагогическую практику наиболее перспективных из них. Прогнозирование развития образовательной и воспитательной систем. Отслеживание постоянно изменяющихся требований современного общества к его членам с последующим учетом результатов при разработке новых методик в педагогической деятельности.
Результаты педагогического воздействия определяются в соответствии с оценкой воспитанности, образованности и развитости личности.
Большое и неоспоримое влияние оказывает педагогическая наука на развитие общества. Развиваясь, педагогическая наука накапливала все больше знаний, доступных людям на каждом этапе развития производства, науки и искусства. И каждое новое поколение имело доступ к более объемным, совершенным знаниям, которые постепенно складывались во взаимосвязанную систему, содержащую сведения об окружающем мире. Кроме этого, педагогическое влияние на формирование личности человека на каждом историческом этапе производилось с использованием новых, прогрессивных в рамках того времени, методов. Развиваясь, педагогика совершенствовалась за счет накопленного педагогического опыта, анализа и выявления наиболее результативных и позитивных методов и средств, применяемых в обучении, образовании и воспитании. Благодаря педагогической науке развивался и сам человек, получая все более ясную картину устройства мира, присущих ему процессов и закономерностей. Следствием всего этого явилось развитие общества, пополняющегося более интеллектуально и культурно развитым новым поколением, и, соответственно, предъявляющее все более высокие требования к образованию человека, способности легко вливаться в жизнь общества и полноценно реализовывать в его рамках свои возможности.
Связь педагогики с другими науками
Педагогика имеет тесную связь с другими науками, такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология и др. Развитие педагогики, как науки, протекает в тесной взаимосвязи с множеством наук, и все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке.
Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом, используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, зачастую противоречивые методики воспитания. Значительную роль в воспитательном процессе играет религия. Сторонники этого подхода считают науку неспособной познать высшую истину, приблизиться к которой можно лишь посредством «сверхразума». По мнению неотомистов, главное предназначение религии - воспитание личности, а образование должно иметь главной целью развитие безраздельного стремления приблизиться к Богу.
Педагогика, основанная на теории экзистенциализма, предполагает развитие личности, как отдельного обособленного мира, благодаря которому существует все вокруг. Объективные знания и догмы отвергаются вовсе. Предметом наблюдения и исследований этого философского направления является индивидуальное бытие человека.
В противоречие экзистенциалистам и неомистам, существует теория диалектического материализма, последователи которой превозносят роль общества, коллектива. Личность же воспринимается как объект общественных отношений. Сознание считается результатом возникновения и деятельности материи. Педагоги, опирающиеся на методологию диалектического материализма, считают решающим в становлении личности процесс воспитания.
Основатели прагматической педагогики руководствуются в своей деятельности главным образом опытом, полученным человеком в результате собственной деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания при таком подходе является практика, как средство познания и приобретения знаний.
Наиболее тесная и непосредственная связь имеется у педагогики с психологией и физиологией, связь эта традиционна, т. к. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности, а их изучением занимается психология. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика, однако, педагогика занимается воздействием на формирование человеческой личности, а психологию интересует главным образом развитие психики человека. Поэтому, несмотря на активное взаимодействие, каждая наука является вполне автономной и имеет свой предмет исследований. Физиологические данные о человеческом организме используется в педагогике с точки зрения определения возможностей и способностей человека к обучению, эффективности восприятия информации посредством различных органов чувств.
Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики. Даже при осуществлении стандартной педагогической деятельности необходимо учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. Так, например, людям с ослабленным зрением не следует предлагать большое количество наглядного материала, а при обучении людей с нарушениями слуха наоборот делать акцент на визуальное восприятие.
Неоспоримой является связь педагогики с историей и литературой. История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, опыта предков разных социальных групп и народов. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого. Исследуя изменения в развитии личности с древних времен до наших дней, возникало и возникает до сих пор много инновационных методов обучения, воспитания и образования. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образование немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Такая литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению.
Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс.
Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.
Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.
Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация
Педагогическими категориями называют основные педагогические понятия, к которым относится воспитание, самовоспитание, социализация, образование, обучение.
Одним из основных понятий в педагогической науке является понятие «воспитание». Это понятие можно сформулировать как целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Понятие воспитания можно охарактеризовать с педагогической или социальной точки зрения.
Социальное воспитание - это главным образом использование многолетнего опыта предков. Приобщение к достижениям человечества в науке и искусстве, общении с природой и пребывании в обществе себе подобных. Опыт предшествующих поколений постоянно преумножается и видоизменяется под воздействием времени, но всегда, несомненно, важную роль играет в воспитании новых поколений. Воспитание, являясь необходимым атрибутом развития общества, имеет исторический характер. Под воздействием воспитательной работы формируется и прогрессирует общество, создавая в свою очередь благоприятные условия для создания воспитательной системы, основной на традициях оного. Воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, играющей определяющую роль в прогнозировании результата воздействия. В современном обществе воспитание происходит как целенаправленно, так и случайным образом. Существует множество институтов, одной из главных целей которых является именно направленная воспитательная деятельность, к ним относится семья, рабочие коллективы, общеобразовательные учреждения. Кроме этого, существует множество источников информации, выполняющих побочную воспитательную функцию и, тем не менее, они играют немаловажную роль в процессе становления личности. К таким источникам относится телевидение, радио, художественная литература и т. д. Под воздействием воспитания посредством общественных институтов у человека формируется определенное отношение к окружающему миру, возникают цели и принципы, нравственные ценности.
В условиях такого количества воспитательных факторов, действия их должны быть приведены в относительное соответствие и отвечать единой цели воспитания. В специальных общеобразовательных учреждениях по воспитанием понимается определенное, целенаправленное, управляемое воздействие на человека со стороны педагогов и коллектива с целью формирование у человека заданных качеств и направленное на решение конкретных воспитательных задач. С другой стороны, в воспитательные цели входит и формирование нравственных ценностей каждого человека в отдельности с ориентиром на его внутренний мир.
Воспитание не ограничивается лишь внешними воздействиями на человеческую личность, важнейшим качеством человека является его способность к самовоспитанию. Говорить о самовоспитании можно только с определенного возраста. Уже в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя, как отдельную личность, в результате чего возникает неудовлетворенность некоторыми субъективными качествами, что в свою очередь рождает мотивацию к самоизменению, побуждает к проявлению воли. Ребенок, подросток, взрослый человек постоянно преодолевает неприемлемые на его взгляд черты характера, привычки, пристрастия, стремиться приблизиться к идеалу в своем понимании. Задача педагога в данном случае оказать помощь в этом стремлении и осуществлении процесса самовоспитания.
В отличие от воспитания, являющегося целенаправленным воздействием на человека, социализация происходит в результате стихийного взаимодействия человека с окружающим миром. Процессом социализации движет с одной стороны желание человека жить в обществе, быть принятым им и занимать в нем определенное место. С другой стороны каждый человек стремится быть отдельной, независимой, значительной личностью. Это стремление не только стимулирует индивидуальное развитие человека, но и обуславливает влияние субъекта на общество, заставляя его тем самым непрерывно прогрессивно развиваться. Средства социализации зависят от возраста и социального окружения человека.
Образование - это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний. Различают дошкольное образование, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовки кадров. Каждый тип образования имеет свою специфику, свои методы и предполагает разную подготовку педагогического состава для осуществления процесса образования. На разных этапах образования преследуются определенные, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учеников цели. В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека определенными навыками и умениями в какой либо области, развитие мышления, способности к самообразованию. В результате образования должна быть сформирована личность, не просто обладающая определенным набором знаний в определенной области, но умеющая применить полученные знания для квалифицированной профессиональной деятельности, пополнять недостающие элементы системы знаний с помощью логических рассуждений и выводов из практической деятельности. Образовательная система во многом зависит от общества, в котором она существует, а общество так же находится в непосредственной зависимости от государственной системы образования, объясняется это тем, что в результате образования развиваются и такие личностные качества как интеллигентность, нравственность, эмоциональная устойчивость.
Одной из основных категорий педагогики является обучение. Обучение является аппаратом образования, то есть для обеспечения человека должным образованием нужно хорошо и правильно обучать его.
Обучение - это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным взаимодействием обеих сторон. С точки зрения учеников, обучение - это процесс восприятия материала, освоения новых знаний, приобретения навыков и умений. Учитель же со своей стороны принимает на себя руководящую роль, определяя систему изложения программного материала, способы донесения информации до учеников в доступном виде, опираясь на возрастные, социальные и другие особенности обучаемых. Существенным элементом обучения является возбуждение интереса у учеников к предлагаемому для усвоения материалу, активизация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних. Понятие обучение имеет тесную связь не только сообразованием, но и с воспитательной деятельностью. Обучая, педагог еще и воспитывает своих учеников, прививая им попутно, в результате личностного взаимодействия идеологические, нравственные, мировоззренческие установки.
Российская система образования
Система образования, имеющая большое значение в процессе подготовки личности к жизни и самореализации в обществе, возлагает большую ответственность за свою организацию на государственный аппарат. В Российской федерации создано множество социальных институтов, призванных обеспечивать население возможностью получения разных видов образования. Деятельность каждого из них управляется и регулируется Министерством образования Российской Федерации. Реализация педагогического процесса, включающего систему образования, происходит поэтапно. Первым этапом является система дошкольного образования, далее идет общеобразовательная средняя школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров. Для осуществления педагогической деятельности на каждом этапе созданы подходящие для этого социальные институты, организованные с учетом специфики возрастных особенностей учащихся и в соответствии с профилирующим направлением образования. В России допускаются различные организационно-правовые формы образовательных учреждений, то есть они могут быть муниципальными, частными, религиозными, иметь статус общественных организаций. В зависимости от этого образовательные учреждения могут использовать различные программы обучения и образования, характеризующиеся различными методами достижения цели. Однако все социальные институты, выполняющие образовательные функции подчиняются действиям законодательства Министерства образования Российской Федерации. Дошкольные образовательные учреждения созданы в дополнение к воспитательной деятельности семьи. Они призваны оказывать помощь в полноценном развитии физических и умственных способностей ребенка в возрасте до 6 лет. Особенно важны подобные учреждения для детей, имеющих различные отклонения в умственном или физическом развитии и нуждающиеся в коррекционном педагогическом воздействии.
Общеобразовательные учреждения включают в себя три уровня: начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа.
На первом уровне у детей главным образом стараются развить мотивацию к обучению и дают общие основы знаний об окружающем мире, что происходит в комплексе с физическим и эстетическим развитием.
Неполная средняя школа дает представление об основах научного мировоззрения и подготавливает учеников к полноценной жизни в современном обществе.
Третий уровень не является обязательным, так как, окончив неполную среднюю школу, можно продолжить обучение в специализированных профессиональных учебных заведениях. Полная средняя школа предполагает некоторую дифференциацию образования, уделяя большое внимание профильному обучению.
Особое место в системе образования занимают специальные образовательные учреждения, созданные для детей, имеющих отклонения в развитии. Такие учреждения призваны, помимо обычного образования, заниматься социальной адаптацией своих воспитанников.
К профессиональным образовательным учреждениям относятся училища, техникумы, колледжи, выполняющие образовательные функции, направленные на подготовку специалистов среднего уровня. Образовательный процесс в таких учреждениях построен с учетом создания возможности для учащихся продолжать обучение в высших учебных заведениях.
К высшим учебным заведениям относятся институты, университеты, академии. Получая высшее образование, человек готовится стать специалистом определенного уровня соответствующей профессии. Возможность получения образования этого уровня дает наличие полного среднего или среднего профессионального образования.
Послевузовское образование дают аспирантуры, докторантуры, ординатуры, которые выпускают специалистов более высокой квалификации. Получение послевузовского образования включает главным образом исследовательскую и изобретательскую деятельность.
Кроме перечисленного в Российской образовательной системе имеют место учреждения дополнительного образования, такие как музыкальные, художественные, спортивные и другие школы. Дополнительное образование дают так же различные курсы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Для детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих семьи, в России созданы учреждения для детей сирот.
В системе образования Российской Федерации содержание образования во многом регламентируется соответствующими, принятыми законодательством, документами.
К таким документам относится, например, учебный план - это утвержденный Министерством образования Российской Федерации документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и количество учебных часов отводимых на их изучение в определенных учебных группах.
Учебная программа - документ, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, определяющий содержание образования по каждому отдельному предмету и включающий систему научных, идеологических, нравственно-эстетических и мировоззренческих идей, а так же информацию о навыках и умениях, которые необходимо привить обучающимся.