Тушение пожаров в театрально-зрелищных учреждениях

Обстановка на пожаре. К театраль­но-зрелищным учреждениям относят­ся здания, имеющие зрительский комп­лекс, состоящий из зрительного зала и прилегающих к нему помещений. Это — театры, дворцы и дома куль­туры, клубы, кинотеатры и цирки. В зданиях клубов, дворцов и домов культуры могут размещать библио­теки, лекционные залы, выставки, помещения для проведения кружко­вой работы, а в цирках — помеще­ния для расположения различных

животных.

Театральные здания делятся на две части: сценическую и зритель­ную, которые отделяются друг от дру­га противопожарной стеной. Демон­страцию представлений осуществляют через портальный проем, площадь ко-


торого может достигать 200—300 м2. В театрах сценический комплекс вклю­чает в себя сцену, карманы и скла­ды декорации, артистические убор­ные, мастерские по изготовлению де­корации и бутафории и другие по­мещения.

Сцена состоит из сценической ко­робки, трюма, планшета, рабочих площадок и колосников. Сценическую коробку выполняют из негорючих ма­териалов высотой 25—40 м и более. Трюм с механизмами поворотных кругов и подъема или опускания отдельных участков планшета сце­ны и противоположного занавеса, пунктом управления освещением рас­полагается под планшетом сцены и мо­жет иметь один, два и три яруса, которые устраивают из деревянных настилов. Трюм, как правило, имеет входы с планшета сцены или за-сценных помещений и лестничных клеток сценической части и выходы в оркестровую яму и на пункт уп­равления освещением.

Планшет сцены представляет со­бой сплошной настил из досок и брусьев, под которым прокладывают электрические сети для обеспечения представлений и в отдельных местах имеет проемы для подключения элект­ропотребителей. Площадь планшета может достигать 300—600 м2.

Колосники для подвески декораций представляют собой настил из брусь­ев в виде обрешетки и две-три рабо­чие площадки (галереи). Рабочие галереи располагают по периметру боковых и задних стен сценической коробки. Их выполняют в виде лен­точных балконов из металлических или железобетонных несущих элемен­тов с деревянным настилом. Выхо­дят на галереи и колосники из лест­ничных клеток, расположенных по бо­кам сценической коробки и имеющих самостоятельные выходы наружу и на покрытие сценической коробки. Если такие лестничные клетки от­сутствуют, тогда выходы из колосни­ков и галерей устраивают на на­ружные стационарные пожарные лестницы.


Покрытие сцены бесчердачное, вы­полненное иногда из горючих элемен­тов. Для удаления дыма и измене­ния направления движения продуктов сгорания во время пожара в покрытии сцены устраивают дымовые люки, управление которыми осуществляют с планшета сцены и помещения по­жарного поста театра.

К сцене примыкают карманы для хранения декораций и бутафории. Они соединяются со сценой проемами высотой до 6—8 м. В некоторых теат­рах сзади планшета сцены устраивают сейф для хранения подвесной деко­рации, который отделяется от трюма глухой стеной из негорючих мате­риалов.

Сцена и прилегающие к ней поме­щения характеризуются наличием большого количества горючих мате­риалов в виде конструкций планшета сцены, трюма, колосников, горючей декорации и бутафории. Пожарная нагрузка с сильно развитой поверх­ностью в сценическом комплексе до­стигает 200—350 кг/м2.

Зрительный зал от фойе, гардеро­бов и других помещений отделяется стенами из негорючих материалов и имеет достаточное количество эва­куационных выходов. Перекрытия над зрительным залом, как правило, вы­полняют подвесными трудногорючими или горючими по сложным фермам. В чердачных помещениях располага­ют сборники и шахты вентиляционных систем зрительных залов.

Полы в зрительных залах устраи­вают с уклоном к сцене, поэтому под полами образуются значительные пус­тоты. Большую опасность представ­ляют ярусы и балконы в зрительных залах, конструкции которых в зданиях старой постройки выполнены из го­рючих материалов с пустотами. По­жарная нагрузка зрительных залов находится в пределах 30—50 кг/м2.

В зрительных залах, вместимостью 800 и более мест портальные проемы со стороны сцены защищаются про­тивопожарными занавесами.

В театрально-зрелищных учреж­дениях устраивают стационарные си-


стемы водотушения. В зрительном зале, в трюме и на сцене на уровне планшета, на рабочих галереях и в районе колосников устраивают внут­ренний пожарный водопровод. Для обеспечения работы систем водоту­шения в театрах устанавливают насо-сы-повысители. Покрытие из горючих материалов над сценой, боковыми и задними карманами, зрительным за­лом, а также портальный проем и проемы в карманы защищают сприн-клерньши и дренчерными установка­ми. В театрах на рабочих галереях и в районе колосников могут устанав­ливать лафетные стволы. Зрелищные учреждения, как правило, построены по индивидуальным проектам, и по­этому каждое из них имеет свои осо­бенности, которые изучаются личным составом пожарных подразделений в охраняемых районах.

Как показывает статистика, 60— 70 % всех пожаров в театрах воз­никает на сцене. Быстрому развитию пожаров на сцене способствует объем сцены, который достигает до 20 тыс. м3 и более, наличие большого количе­ства горючих материалов и образо­вание мощных конвекционных по­толков.

Если пожар возник на сцене, когда портальный проем перекрыт противо­пожарным занавесом и дымовые люки закрыты или отсутствуют, то огонь в течение 5—10 мин охватывает весь объем сцены (рис. 10.8, а). В этих условиях огонь быстро распростра­няется по подвешенным декорациям на колосники и покрытие сцены, может распространиться в чердак зрительного зала, уйти в трюм, а через открытые проемы — в смежные помещения и затем в зрительный зал. Линейная скорость распространения огня на планшете сцены достигает 3, а вверх по декорациям 6 м/мин. В объеме сцены создается значитель­ное давление продуктов сгорания: 40—60 кг/м2 и более. При пожарах на сцене скорость выгорания деревян­ных конструкций и деревянных кон­струкций и декорации составляет в среднем до 80 кг/м2-ч, а температура


в зоне горения достигает 1100— 1200 °С. В этих условиях металличе­ские конструкции быстро нагрева­ются и поэтому через 25—30 мин после начала пожара возможно об­рушение покрытия сцены. При закры­том портальном проеме и открытых дымовых люках или обрушении покрытия над сценой (рис. 10.8, б) происходит подсос воздуха в объем сцены, который изменяет направле­ние газообмена и способствует интен­сивному горению. В этих условиях снижается опасность распространения огня и дыма в зрительный зал. Если пожар возник на сцене, когда пор­тальный проем открыт и закрыты дымовые люки (рис. 10.8, в), то со­здается явная угроза распространения огня и дыма в зрительный зал. Практика показывает, что в этих ус­ловиях зрительный зал заполняется дымом в течение 1—2 мин. При горе­нии декораций и бутафории, изго­товленных из синтетических веществ



материалов, продукты сгорания со-зржат большое количество отрав-ающих веществ. Если в зрительном 1ле находятся люди, то уже через мин с начала интенсивного горе­ли может создаваться угроза их изни. Конвекционные потоки про­ектов сгорания и огонь быстро гремещаются в зрительный зал и со-1ают угрозу чердачному перекры-1Ю и чердаку.

Если пожар возник на сцене при -крытых дымовых люках и пор-1льном проеме (рис. 10.8, г), то про­екты сгорания только частично могут)ступать в зрительный зал, а основ- их часть уходит через дымовые оки. В этом случае нижняя часть >ительного зала и сцена находятся >д разрежением, несколько снижа-ся опасность распространения огня зрительный зал и смежные поме-ения со сценой, а потоки воздуха >гут плотно закрывать двери, веду-ие на сцену.

При возникновении пожаров в трю-IX огонь интенсивно распространя-ся по конструкциям из горючих 1териалов, может проникать на план-гт сцены, через дверные проемы в кестровую яму и на пульт управ-ния освещением, а затем в зри-льный зал. Развитие пожаров в трю-IX несколько аналогично развитию жаров в подвалах с наличием ектрического оборудования. Если пожар возникает в зритель-м зале, то огонь быстро распро-раняется по мебели и конструкциям горючих материалов, создается уг-за распространения огня на подвес-е покрытие и в чердак. Линейная ско-сть распространения огня в зритель-м зале достигает 0,8—1,5 м/мин. 1строму распространению огня спо-Зствуют системы вентиляции, воз-шного отопления и кондициониро-ния воздуха. По мере развития жара при открытом портальном оеме огонь из зрительного зала бо-; интенсивно распространяется на гну, а также может распростра-гься через открытые двери в другие ежные помещения (рис. 10.9, а).


При закрытом портальном проеме огонь интенсивнее распространяется на перекрытия. В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушение подвес­ного перекрытия. Огонь может рас­пространяться в пустотах под полом. Это приводит к интенсивному задым­лению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиля­ционным каналам (рис. 10.9, б).

Развитию пожаров в зрительной части здания цирка способствует большой объем самого помещения, большого количества конструкций из горючих материалов, мебели, амфи­театров, трибун и ярусов, а также пустот в конструкциях и развитой системе вентиляции. При возникно­вении пожаров возможно сильное задымление, быстрое распростране­ние огня и обрушение конструкций. Пожары в цирках могут возникать в подсобных помещениях, где содер­жатся животные. Быстрое задымле­ние и повышение температуры в этих помещениях нередко приводит к ги­бели ценных цирковых животных. Пожары в кинотеатрах чаще всего происходят в киноаппаратных. Огонь может быстро распространяться по кинопленке, конструкциям из горю­чих материалов и системе вентиля­ции киноаппаратной. В этих случаях могут выделяться токсичные про­дукты сгорания и проникать в зри­тельный зал.

Боевые действия по тушению по­жаров. Тушение пожара в зрелищ­ных учреждениях связано с необхо­димостью проведения спасательных работ, особенно в период их работы. Статистика показывает, что примерно 10—12 % пожаров в театрах проис­ходило во время представлений, ког­да в театрах находились зрители, причем ряд из них сопровождался массовой гибелью людей. При пожа­рах в зрелищных предприятиях люди могут погибать от отравляющих дей­ствий продуктов сгорания, от высокой температуры, от недостатка кислоро­да, а также в результате паники.

Первые действия по эвакуации лю-


дей и тушению пожара осуществляет администрация. При возникновении пожара в сценической части дежур­ные местной пожарной охраны вызы­вают пожарные подразделения, за­крывают декоративный занавес и спускают огнезащитный, при необ­ходимости включают его орошение и насосы-повысители и приступают к


тушению пожара. Представители ад­министрации прерывают представ­ление, под благовидным предлогом просят зрителей покинуть зал, вклю­чают полный свет, музыку, открывают все выходы и задействуют обслужи­вающий персонал согласно плану эва­куации зрителей. При этом необхо­димо в кратчайшее время освободить


рительный зал и направить людей безопасные места.

Разведка пожара устанавливает аличие зрителей, артистов, обслу-сивающего персонала, определяет тепень угрозы их жизни и выясняет, ак осуществляется эвакуация. В альнейшем определяют место и ха-актер горения; особенности и пути аспространения огня и дыма, опас-ость обрушения конструкций и деко-аций, опущен ли огнезащитный анавес, включены ли стационарные становки пожаротушения и необ-одимо ли вскрывать дымовые люки. При наличии зрителей во многих лучаях разведку целесообразно про-одить со стороны сцены, начиная из омнаты пожарного поста так, что->ы зрители, находящиеся в зале, не идели работников пожарной охра-[ы. Появление работников пожар-юй охраны в боевой одежде может;ызвать панику среди зрителей.

Разведку пожара в районе колос-[иков, в трюмах и на чердаке зри-ельного зала осуществляют группа-ш с помощью звеньев или отделе-шй ГДЗС.

Эвакуация зрителей. Руководитель ■ушения пожара обязан в кратчай-иий срок организовать и провести •вакуацию зрителей, а также при-1ять меры к предотвращению пани-си. Если по прибытии на пожар эва­куация зрителей проходит спокойно, 'О РТП принимает меры к полному IX удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Эсновные силы и средства подраз-1елений в этих случаях используют 1.ля спасания людей из задымленных юмещений и тушения пожара.

Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия по­жарных подразделений эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой лик­видации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допус-гить возникновения паники.

Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала созда-


лась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и про­ведения спасательных работ. В пер­вую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, где возможно быстрое проникнове­ние продуктов сгорания и резкое повышение температуры.

Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для орга­низации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных под­разделений расставляют по путям эвакуации для организации спокой­ного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направ­ляют для пресечения паники. Для этой цели используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а так: же подают стволы на тушение види­мых зрителям очагов горения. Одно­временно с этим РТП вместе с груп­пами пожарных осматривает задым­ление помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание.

При пожарах в зрелищных учреж­дениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нор­мальной работы по эвакуации и спа­санию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобили устанавли­вают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладывают рукавные линии к служебным вхо­дам. Боевое развертывание проводят через служебные входы, не занятые эвакуацией людей. Одновременно с подачей стволов от пожарных ма­шин часть личного состава выделяют для работы со стволами от внутрен­них пожарных кранов.

При боевом развертывании ис­пользуют сухотрубы, наружные по­жарные лестницы, автолестницы.

Основные и запасные пути эва­куации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение при отсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эва­куации.


Тушение пожаров в сценической части. При пожаре в трюме огне-тушащие средства вводят через бли­жайшие входы, непосредственно в трюм для тушения, а также на защиту планшета сцены, чтобы не допус­тить распространения огня по деко­рациям на колосники, а затем на за­щиту других смежных помещений. При наличии входов в трюм с боков сцены стволы подают по двум на­правлениям одновременно. При этом действия сил и средств направляют на обеспечение сохранности механиз­мов поворотного круга и подъема де­кораций. Чтобы не допустить распро­странения огня на сцену, одновремен­но вводят стволы на защиту план­шета сцены. При этом подвесные декорации поднимают вверх с план­шета сцены, особенно над местом горения, удаляют декорации и бута­форию, вскрывают участки сцены для ввода стволов в очаг горения.

Тушение пожаров в трюме затруд­няется сильным его задымлением, отсутствием освещения, наличием электрических устройств под напря­жением.

При развившихся пожарах в трю­мах для их тушения принимают воз­душно-механическую пену средней кратности. Расчет количества генера­торов и их подача для тушения ана­логичны тушению пожаров в подва­лах. Для тушения пожаров в трюмах можно также использовать воду и растворы смачивателей.

роевые участки при пожарах в трюмах можно организовывать не­посредственно в трюме, на планшете сцены и со стороны зрительного зала.

При пожаре на планшете сцены и отсутствии противопожарного занаве­са в первую очередь на тушение вво­дят стволы РС-70 и лафетные со сто­роны зрительного зала. Одновременно вводят стволы на защиту колосни­ков и карманов сцены, а затем на за­щиту проемов в смежные помещения и в трюм. Количество стволов для ту­шения определяют исходя из интен­сивности подачи воды, равной 0,2— 0,3 л/(м2-с). Основной задачей при


тушении пожара на планшете сцены является ликвидация горения на планшете и защита зрительного зала и колосников.

На защиту колосников вводят стволы РС-70 от пожарных машин по боковым лестничным клеткам или наружным пожарным лестницам, или от внутренних пожарных кранов.

Для введения стволов на колос­ники чаще всего выделяют звенья или отделения газодымозащитников, кото­рые обеспечивают их работу от гале­рей и с рабочих площадок. Боковые карманы чаще всего защищают водя­ными завесами дренчерных установок или водяными струями от внутренних пожарных кранов.

Загоревшиеся подвесные декора­ции и занавесы для тушения спускают на планшет сцены, а негорящие поды­мают вверх к колосникам. Для вы­полнения этой работы привлекают обслуживающий персонал театра или работников местной пожарной охра­ны. В этих случаях могут организо­вываться боевые участки по защите зрительного зала, по тушению пожа­ра на планшете сцены и защите колос­ников и трюма.

Если пожар возник на планшете сцены при отсутствии противопожар­ного занавеса и в зрительном зале находятся люди или сил и средств пожарных подразделений недоста­точно для защиты зрительного зала от огня, то открывают дымовые люки. При этом резко снижается опасность быстрого задымления и распростра­нения огня в зрительный зал. Ды­мовые люки открывают после локали­зации пожара для удаления дыма со сцены и из прилегающих помещений, а также для окончательного провет­ривания здания.

При пожаре на сцене, когда пор­тальный проем защищен противопо­жарным занавесом, основные силы и средства вводят со стороны боко­вых лестничных клеток и карманов на планшет сцены, а также на защиту колосников. Резервные стволы вводят на защиту трюма и для дополни­тельного охлаждения огнезащитного


анавеса со стороны зрительного зала, [ля этой цели используют внутрен­не пожарные краны. При этом ин-енсивность подачи воды для охлаж-ения занавеса должна быть не енее 1 л/(м2-с). Для тушения по-сара на планшете сцены подают ство-ы А и лафетные.

Во всех случаях при развившихся ожарах на сцене проводят развед-у и при необходимости вводят ство-ы на защиту зрительного зала.

При тушении пожаров в колос-иках стволы вводят по лестничным леткам и наружным пожарным лест-ицам, имеющим выходы на рабочие лощадки и галереи, а также по ав-олестницам и коленчатым автоподъ-мникам. Резервные стволы вводят а защиту покрытия из горючих мате-«алов и чердачного помещения зри-ельного зала, а также на планшет цены для тушения падающих горя-цих декораций и занавесей.

При наличии на галереях и рабо-[их площадках стационарно установ-[енных пожарных стволов и внутрен-шх пожарных кранов их используют I первую очередь. При этом расста-ювка стволов должна быть такой, [тобы обеспечить тушение струями во­да по всей горящей площади колос-шков.

Для подачи стволов на планшете:цены используют внутренние пожар-1ые краны. С планшета сцены эва-суируют все декорации и бутафорию, | подвешенные декорации и занавесы:пускают на планшет сцены и уда-шют в безопасное место. При невоз-ложности эвакуировать мебель и бу-'афорию их защищают от огня и про-шваемой воды брезентовыми покры-$алами и другими подручными мате-жалами.

В зависимости от обстановки бое-ше участки можно организовывать 1& колосниках, на планшете сцены, 1 также на покрытии и чердаке зри­тельного зала.

Тушение пожара в зрительном >але. При пожаре в зрительном зале з первую очередь стволы вводят в)чаг пожара, на защиту сцены и


чердака, а затем для защиты других помещений. При наличии противо­пожарного занавеса его опускают и интенсивно охлаждают. При отсут­ствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 и лафетные вво­дят так, чтобы не допустить распро­странения огня на сцену. Количество стволов для тушения пожаров в зри­тельных залах и подсобных помеще­ниях определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/(м2-с). Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резер­вные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения пере­крытия. Проверяют вентиляционные системы, системы воздушного отопле­ния, принимают меры к прекраще­нию их работы, а при необходимости вскрывают воздуховоды и сборники для предотвращения открытого рас­пространения огня.

При пожаре под полом зритель­ного зала в местах наиболее интен­сивного распространения огня сни­мают и удаляют кресла, вскрывают пол и вводят стволы на тушение. Для тушения пожара под полом, а также для предотвращения быстрого рас­пространения огня в пустотах и вен­тиляционных каналах используют воз­душно-Механическую пену средней кратности.

При пожаре на чердаке над зри­тельным залом в первую очередь вво­дят стволы-распылители в места наи­более интенсивного распростране­ния огня, а затем на покрытие, чтобы вскрыть его. Водяные струи подают на защиту ферм и соедини­тельных узлов перекрытия, чтобы не допустить их деформации и обру­шения.

При пожаре в зрительном зале боевые участки можно создавать со стороны сцены и смежных помещений со зрительным залом, а также на чердаке.

Тушение пожаров в зрелищных уч­реждениях связано с работой пожар-


ных подразделений на высотах и в сильно задымленных помещениях. В этих случаях РТП обязан принять меры по защите личного состава от отравления продуктами сгорания. При работе на планшете сцены и в трюмах следует предупреждать несчастные случаи от падения подвесных декора­ций и противовесов, которые при падении пробивают планшет сцены и уходят в трюм. В зрительных залах возможны обрыв и падение люстр и лепных украшений. При угрозе об­рушения колосников и покрытия сце­ны или подвесного перекрытия зри­тельного зала личный состав выводят в безопасные места. Места обруше­ния конструкций, люки в планшете сцены, места работ на чердаке ос­вещают прожекторами, а при необхо­димости выставляют пост из пожар­ных для предупреждения об опас­ности. По решению РТП может быть назначено лицо для наблюде­ния за поведением конструкций на пожаре и принятия необходимых мер безопасности. При тушении пожаров следует отключать электрические се­ти, не сосредотачивать людей на подвесных перекрытиях и в местах возможных их обрушений.

Тушение пожаров в цирках и кино­театрах. При тушении пожаров в цирках РТП обязан организовать эвакуацию людей и цирковых живот­ных. При недостаточном количестве сил и средств эвакуацию людей и жи­вотных осуществляют одновременно. При недостатке сил и средств вначале эвакуируют зрителей, а затем живот­ных. При пожарах в цирках особенно быстро может возникнуть опасность для людей. В зрелищной части пожар тушат стволами РС-70 и лафетными. В первую очередь стволы вводят на защиту путей эвакуации. Проклады­вают рукавные линии и вводят стволы через служебные входы, чтобы не ме­шать нормальной эвакуации зрителей.

При тушении пожаров в зрелищ­ной части проводят вскрытие дере­вянных конструкций, вентиляционных каналов, чтобы не допустить распро­странения огня на покрытия. Для ту-


шения и защиты покрытия снизу вво­дят стволы РС-70 и лафетные. Для подачи стволов используют ярусы и балконы.

При возникновении пожара в под­собных помещениях цирков стволы подают на защиту зрительного зала и на его покрытие. Одновременно с введением стволов эвакуируют живот­ных в клетках и других приспособле­ниях с помощью обслуживающего персонала в безопасные места, во двор цирка.

Тушение пожаров в кинотеатрах осуществляется стволами РС-70 и РС-50, которые вводят через служеб­ные входы со стороны вестибюля. Зрителей эвакуируют по двум на­правлениям: из зрительного зала че­рез эвакуационные выходы непосред­ственно наружу, а из вестибюля и других помещений зрителей, ожидаю­щих сеанс, через основные входы из кинотеатра. При этом одновременно с эвакуацией зрителей проверяют ки­ноаппаратные и другие места, где лю­ди могут потерять сознание при вды­хании продуктов сгорания киноплен­ки. Состав разведки должен иметь с собой КИПы.

В клубах и домах культуры эва­куируют людей и тушат пожары так же, как и в театрах, не имеющих про­тивопожарного занавеса. Особенно­стью организации и проведения спа­сательных работ является то, что люди могут находиться не только в зрительном зале, но и в читальных залах библиотек и в помещениях, предназначенных для работы различ­ных кружков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: