Обстановка на пожарах. Гражданские здания высотой от 10 до 25 этажей относят к зданиям повышенной этажности. Они имеют конструкции из несгораемых материалов с большими пределами огнестойкости. По своему планировочному решению жилые и общественные здания могут быть одно- и многосекционными. Конструктивное и объемно-планировочное решение этих зданий и лестнично-лифтовых узлов в них обеспечивает незадымляемость путей эвакуации людей при пожарах, пропускную способность лестничных клеток и коридоров для эвакуации людей и боевой работы по тушению пожаров.
Незадымленность лестничных клеток создается подпором воздуха в них или устройством поэтажных выходов из них через наружную открытую зону по балконам или лоджиям на этажи зданий. В многосекционных зданиях для эвакуации людей предусматривают переходы из квартиры в квартиру по балконам в другую секцию, по пожарным лестницам, соединяющим балконы, начиная с 5 этажа и выше или через наружную эвакуационную лестницу, расположенную в торце здания.
В зданиях повышенной этажности устраивают инженерные системы для обеспечения условий успешной эвакуации людей и тушения пожаров. К ним относятся системы подпора воздуха в лестничных клетках, пуск которых осуществляется автоматически с помощью датчиков и дистанционно от кнопок, установленных на каждом этаже у пожарных кранов. В жилых и общественных зданиях предусматривают системы удаления дыма из коридоров каждого этажа. Открывание их клапанов и пуск вентиляторов осуществляются автоматически и дистанционно из шкафов пожарных кранов. В ранее построенных зданиях существуют системы удаления дыма из лифтовых шахт и лестничных клеток.
Противопожарная защита зданий повышенной этажности постоянно совершенствуется. Современные устройства противопожарной защиты зданий еще недостаточно совершенны, не всегда находятся в состоянии постоянной готовности при возникновении пожаров.
Для эвакуации людей в условиях пожара в общественных зданиях повышенной этажности, в зданиях гостиниц и общежитий предусматривают системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией.
При пожарах все лифты в зданиях в 10 этажей и более переходят в режим «Пожарная опасность». При этом все кабины направляются на первый этаж без остановки и их дальнейшая эксплуатация исключается. Отдельные здания оборудуют специальными лифтами для транспортирования пожарных подразделений.
Гражданские здания повышенной этажности оборудуют внутренними противопожарными водопроводами. В зависимости от этажности и высоты зданий внутренние противопожарные водопроводы разделяют на зоны. Расход воды для жилых зданий, общежитий и общественных зданий, за исключением театрально-зрелищных учреждений, принимают согласно табл. 1 СНиП 2.04.01—85 от 2,5 до 7,5 л/с. На внутренней сети противопожарного водопровода каждой зоны зданий высотой 17 этажей и более предусматривают установку наружных патрубков (не менее 2) для подключения пожарных автомобилей.
В зданиях повышенной этажности при возникновении пожаров характерно быстрое задымление вышерасположенных этажей и лестнично-лифтовых узлов, а также интенсивное распространение огня в пределах этажа, особенно при коридорной планировке и по системам инженерных коммуникаций, облицовке из горючих материалов и оборудованию в верхние этажи. Этому способствуют повышенное влияние ветра, значительные перепады давления воздуха внути и снаружи за счет большой высоты зданий.
Происшедшие пожары и опыты по-сазали, что при возникновении их в юрвом—третьем этажах 12—16-этаж-1ых зданий через 5—6 мин с момента юзникновения продукты сгорания >аспространяются по всей лестнич-[ой клетке, а уровни задымления та-:овы, что не позволяют людям наудиться без защиты органов ды-;ания.
Через 15—20 мин от начала пожа-»а огонь может распространиться шерх по балконам, лоджиям, окон-1ым переплетам и через оконные и [.верные проемы перейти в помещения (ышерасположенных этажей. Боевые действия по тушению пожаров во многом зависят, от места юзникновения пожара. Если пожар фоизошел в нижних этажах, то по-карные подразделения могут быстро (вести огнетушащие средства в очаг орения и на путях его распростра-[ения. Но при этих условиях в шасной зоне может оказаться боль-цое число людей, для эвакуации ко-орых потребуется значительное ко-[ичество пожарных подразделений и пециальных средств. При возникно-;ении пожаров в верхних этажах огонь оздает меньшую угрозу распростра-[ения по зданию, но при этом за-рудняет введение средств тушения [а значительные высоты, а также начительно усложняет условия про-едения спасательных работ с горя-цих и вышерасположенцых этажей.
Разведка пожара. В многоэтажных даниях разведку пожаров осуще-твляют разведывательно-спасатель-1ыми группами, которые должны со-тоять не менее чем из 4—5 человек.) то обуславливается тем, что при доведении разведки одновременно существляют поисково-спасательные заботы и тушение пожара. В зависи-юсти от планировки зданий, наличия естничных клеток и обстановки на ожаре разведку организуют в не-кольких направлениях. Разведыва-ельно-поисковые группы должны меть при себе изолирующие противогазы, переносные радиостанции, переговорные устройства, спасательную веревку длиной 50—60 м или 30-метровые из расчета одна веревка на 5 этажей, приборы освещения. Во всех случаях у входа в здание выставляют связного с радиостанцией для передачи приказаний РТП прибывающим на пожар подразделениям и других его распоряжений. Основной задачей разведывательно-спасательных групп в первую очередь является определение угрозы людям на горящих и вышерасположенных этажах зданий.
В процессе разведки РТП должен выяснить у представителей администрации число людей, оставшихся в здании, какие меры приняты по их эвакуации. Используя системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией, он должен предупредить панику среди людей, оставшихся в здании. При отсутствии указанных систем применяют электромегафоны и громкоговорящие установки пожарных машин. В ходе разведки определяют возможные кратчайшие пути эвакуации людей с горящих, выше-и нижерасположенных этажей по неза-дымленным лестничным клеткам, в смежные незадымляемые помещения через балконы и лоджии, на покрытия здания с последующим переходом в безопасные места и т. п. Выясняют возможность использования автолестниц, коленчатых автоподъемников и других спасательных средств и места их установки, основные пути распространения огня и продуктов сгорания по зданию. Уточняют, включены ли пожарные насосы внутренних противопожарных водопроводов, можно ли использовать стационарные средства тушения пожаров, удаления дыма и снижения температуры, приведены ли в действие системы противопожарной защиты и какова их эффективность. Определяют возможность использования лифтов для подъема личного состава и пожарно-тех-нического вооружения на верхние этажи и др.
Спасание людей. Эвакуационно-спасательные работы проводят с учетом обстановки на пожаре, наличия сил и средств и психологического состояния людей. Определяя количество дополнительных сил и средств, РТП должен оценить, какая обстановка на пожаре может сложиться к моменту прибытия и включения их в боевую работу.
Спасательные работы в случае угрозы жизни людей следует начинать немедленно и привлекать для этого максимально возможное количество сил и средств. Эвакуацию и спасание людей организуют и проводят следующими способами: вывод (вынос) людей в безопасные места из зданий или внутри зданий; эвакуация людей по лестничным клеткам и наружным эвакуационным лестницам, а также через наружные переходы (лоджии, балконы) из секции в секцию, через балконные лестницы на ниже- и вышерасположенные этажи; спасание людей с применением автолестниц, коленчатых автоподъемников, штурмовых и выдвижных лестниц, спасательных веревок, а также с использованием различных спасательных устройств (спасательных рукавов, индивидуальных спасательных устройств и др.). Для спасания людей используют крыши соседних корпусов зданий с последующим переводом людей на лестничные клетки и из здания.
При массовой эвакуации по лестницам и переходам на путях эвакуации выставляют пожарных, которые должны обеспечить быстрое и организованное продвижение людей к выходам и не допустить паники.
При спасании людей из зданий повышенной этажности можно использовать массовое применение пожарных автолестниц, коленчатых автоподъемников, выдвижных и штурмовых лестниц, спасательных рукавов, веревок и одновременно вывод и вынос пострадавших по коридорам и маршевым лестницам звеньями и отделениями ГДЗС. Выдвижные пожарные лестницы устанавливают со стилобатов и перепадов крыши сблокированных корпусов здании, примыкающих к горящему, а штурмовые дестницы при необходимости подвешивают последовательно одна за другой по «цепочке», начиная с вершины выдвижной лестницы или автолестницы. Для большей устойчивости используют штурмовые лестницы с двумя крюками. При этом у каждой штурмовой лестницы на «цепочке» выставляют пожарного, который удерживает лестницу и оказывает помощь спасаемым в передвижении и переходе с лестницы на лестницу. Спасаемых обязательно страхуют веревками.
При отыскании людей тщательно проверяют все помещения, особенно на горящих и вышерасположенных этажах, и заблокированные кабины лифтов. Чтобы избежать повторного осмотра помещений, на их входных дверях делают пометки.
Одновременно с проведением эва-куационно-спасательных работ РТП принимает меры по предотвращению распространения огня и дыма на пути эвакуации, а также по удалению дыма и снижению температуры в лестничных клетках и шахтах лифтов, по которым производят спасательные работы. Для этих целей в первую очередь используют противопожарный водопровод и стационарные системы тушения пожаров, а также системы дымоудаления. При удалении дыма клапаны дымоудаления должны быть открыты только на горящем этаже, так как одновременное открытие клапанов на других этажах приводит к задымлению вышерасположенных этажей. В ряде зданий из лестничных клеток дым удаляют через дымовые люки, устроенные в их покрытии.
При отсутствии в здании систем противодымной защиты или отказе их работы РТП должен принять меры по удалению дыма и ограничению распространения огня на пути эвакуации с помощью передвижных средств: пожарные автомобили дымоудаления, прицепные и переносные дымососы, а. также путем вскрытия окон и дверей.
При помощи автомобилей дымо-удаления или дымососов дым удаляют нагнетанием воздуха в лестничную клетку, лифтовые шахты и лифтовые холлы через вестибюли здания. Одновременно осуществляют выпуск дыма в верхней части лестнично-лиф-тового узла через дымовые люки и оконные проемы. Варианты подачи воздуха в вестибюли зданий повышенной этажности автомобилем ды-моудаления приведены на рис. 10.5.
Организация тушения пожаров. По прибытии,на пожар работники дежурной службы пожаротушения или руководства гарнизона пожарной охраны сразу создают оперативный штаб пожаротушения, организуют связь с боевыми участками и отдельными разведывательно-спасательными группами. Боевые участки можно создавать со стороны каждой лестничной клетки. БУ одновременно обеспечивают тушение пожара и спасание пострадавших. Для организации и проведения спасательных работ по периметру здания, особенно по пожарным лестницам, с разных сторон создают боевые участки и придают им необходимое количество спасательных средств. В отдельных случаях при развившихся пожарах в зданиях с коридорной планировкой боевые участки создают в нескольких этажах со стороны одной лестничной клетки, а для координации их работы назначают одного опытного работника— начальника сектора.
Из лиц начальствующего состава, прибывших на пожар, назначают ответственных за проведение эвакуа-ционно-спасательных работ, организацию работы газодымозащитной службы, соблюдение правил техники безопасности, обеспечение бесперебойной работы пожарной техники и др.
В процессе тушения пожара РТП должен постоянно поддерживать связь с ЦППС, а старший диспетчер ЦППС при получении сведений по телефону с места пожара должен немедленно сообщить РТП место нахождения людей, которым необходима помощь, их состояние и количество.
Представляют сложность в тушении пожары, происходящие в верхней зоне зданий повышенной этажности. В первую очередь включают насосы-повысители и вводят стволы от внутреннего противопожарного водопровода. Одновременно производят прокладку магистральных и рабочих линий от пожарных машин, установленных на водоисточники у места пожара.
Для подачи стволов в верхние этажи рукавные линии прокладывают внутри зданий между маршами, а также с наружной стороны зданий. Наиболее целесообразно рукавные линии собирать из скаток, поднятых на высоту с помощью лифтов или по маршевым лестницам и спускать их вниз или поднимать по автолестницам, коленчатым автоподъемникам и по спасательным веревкам. Для подъема рукавов используют спасательные веревки длиной 50—60 м, специальные кронштейны с блоками, которые закрепляют за подоконники и ве$^них этажах зданий и другие приспособления.
Подача воды к стволам при тушении пожаров в верхней зоне зданий может осуществляться пожарными насосами по различным схемам, приведенным на рис. 10.6. На высоту до 15-го этажа включительно при расположении водоисточников на расстоянии 60—80 м от здания воду к стволам можно подавать одним автонасосом. Воду к стволам, расположенным до 20-го этажа включительно, подают перекачкой из насоса в насос, при этом один из насосов устанавливают непосредственно у здания, а второй на водоисточник. Напоры на насосах пожарных автомобилей указаны в табл. 10.1.
Рабочие линии при подаче стволов в верхнюю зону зданий повышенной этажности присоединяют к разветвлениям, которые устанавливают у зданий, а также на горящем этаже или нижерасположенном. От разветвлений, установленных у зданий, подают не более двух рабочих линий, а один штуцер всегда оставляют свободным для выпуска воды из рукавных линий при их уборке. При расположении разветвлений в верхних этажах на этой же магистральной линии у здания устанавливают второе разветвление для спуска воды или для этих целей оставляют свободным один штуцер пожарных насосов (рис. 10.7).
Воду в верхние этажи подают пожарными машинами по сухотрубам с последующей подачей стволов через внутренние пожарные краны.
Для подачи воды на тушение пожаров в зданиях выше 20-го этажа используют промежуточные эластичные емкости объемом 2—3 м3, а в качестве насосов — переносные пожарные мотопомпы.
Все рукавные линии основные и резервные, проложенные в верхние этажи, надежно закрепляют через каждые 20 м (одна задержка на рукав), а для контроля за их работой в местах крепления выставляют посты с резервными рукавами в скатах.
Для оказания помощи РТП на все здания повышенной этажности разрабатывают оперативные карточки, а на гостиницы и административные здания — оперативные планы тушения пожаров, в которых указывают: наличие систем дымоудаления и порядок их приведения в действие; наличие и расположение в здании незадымляемых лестничных клеток, межквартирных переходов, специальных лифтов для подъема пожарных, характеристику внутреннего противопожарного водопровода, порядок включения насосов-повысителей, расположение внутренних пожарных кранов и кнопок для включения насосов, диаметр и вид соединительных головок, наличие и места подключения рукавных линий к сухотрубам; возможные места установки автолестниц, коленчатых автоподъемников, порядок эвакуации людей из этажей, превышающих длину лестниц и автоподъемников; расчет количества разведывательно-спасательных групп; наиболее целесообразные схемы боевого развертывания; наличие систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией и др.
Необходимо в расписании выезда на пожар в здания повышенной этажности по первому сообщению предусматривать выезд пожарных автолестниц, коленчатых автоподъемников, автомобилей дымоудаления и дымососов большой производительности, автомобилей связи и освещения, ГДЗС, аварийных служб города, а также сообщать о выезде на пожары в диспетчерскую службу ДЭЗа, ЖЭКа или домоуправления.