И учебных заведениях

Обстановка на пожаре в больни­цах. Пожарная обстановка в боль­ницах, детских учреждениях и шко­лах обуславливается конструктив­ными особенностями и планировкой зданий, их степенью огнестойкости и пожарной нагрузкой, а также нали­чием физически и психически боль­ных людей и детей.


Больницы строят, как правило, по типовым проектам не ниже I— II степеней огнестойкости на от­дельных озелененных участках. Боль­ничные корпуса нередко объединяют между собой закрытыми переходами и галереями. Вместимость больниц может быть от 100 до 3000 коек, а высота от 3 до 5 этажей. В настоя­щее время строят больничные кор­пуса вместимостью на 800—1000 коек высотой от 9 до 12 этажей. Высота этажей новых больниц находится в пределах 3,3 м.

До настоящего времени существу­ет еще много больниц и поликлиник старой постройки III —V степеней ог­нестойкости с конструкциями из трудногорючих и горючих материа­лов. Стены и перегородки имеют пустоты, которые нередко соединяются с пустотами междуэтажных и чер­дачных перекрытий через неплот­ности и щели в местах их сочле­нения.

Внутренняя планировка зданий больниц коридорная с односторон­ним или двусторонним расположением различных помещений. Коридоры могут быть большой протяженности и не иметь естественного освеще­ния, а центральные лестничные клет­ки нередко выполняют открытыми. На этажах располагают кабинеты врачей, процедурные и рентгенов­ские кабинеты, палаты для больных, которые объединяют в секции по 25—30 коек, аптеки, регистратуры, Места хранения рентгеновской плен­ки, медикаментов, а также различ­ные подсобные помещения по об­служиванию больниц (пищеблоки, раздевалки и т. д.).

Многие помещения больниц обору­дуют установками кондиционирова­ния воздуха с разветвленной сетью вентиляционных каналов. В настоящее время широко применяют воздушное отопление, централизованные систе­мы пылеулавливания, мусоропроводы, различные системы электро- и радио­устройств, телевидения и т. п.

Пожарная нагрузка в больницах неодинаковая, так в регистратурах


она составляет 80—100, в палатах 40—50, а в других помещениях 20—50 кг/м2.

При пожарах наибольшую опас­ность представляют этажи, где рас­положены палаты, так как в них круглосуточно находится большое количество больных различного со­стояния (ходячих и коечных).

В зданиях I и II степеней огне­стойкости огонь распространяется в основном по горючим материалам, мебели и оборудованию, находящему­ся в помещениях, со скоростью 0,5— 1,5 м/мин. Из помещений огонь, и продукты сгорания распространяются в коридоры. Если лестничные клетки не отделены от коридоров, тогда про­дукты сгорания и огонь быстро рас­пространяются на вышерасположен­ные этажи и могут отрезать пути эвакуации больным. В отдельных зда­ниях больниц и поликлиник коридо­рами соединены несколько лестнич­ных клеток, это приводит к быстрому их задымлению.

Быстрому распространению огня и дыма способствуют системы венти­ляции, воздушного отопления, мусо­ропроводы, а также пустоты в кон­струкциях зданий больниц III и IV степеней огнестойкости. Скорость распространения огня в таких зданиях достигает 2—3 м/мин, а в коридо­рах, галереях и переходах иногда 4—5 м/мин. Быстрому развитию по­жара способствует наличие легковос­пламеняющихся веществ и материа­лов в аптеках, лабораториях, складах медикаментов и др.

При пожарах в больницах прежде всего создается опасность боль­ным. Наибольшую опасность пред­ставляют продукты сгорания в рент­геновских кабинетах, аптеках, складах медикаментов, фармацевтических от­делениях, где возможно выделение разнообразных токсичных паров и газов.

Разведка и спасание больных. По прибытии на пожар РТП немед­ленно устанавливает связь с админи­страцией и обслуживающим персона­лом больницы, уточняет, какие меры


приняты по эвакуации больных, ко­личество больных, подлежащих эва­куации, их состояние, место эвакуа­ции, а также какой обслуживающий персонал можно привлечь для эва­куации больных. РТП быстро оцени­вает, достаточно ли сил для эвакуа­ции больных из опасных помещений и определяет необходимость вызова дополнительных сил и средств на пожар.

Разведку пожара организуют в не­скольких направлениях. В процессе разведки определяют угрозу от огня и дыма и пути эвакуации больных, месторасположение больных и их ко­личество, способность самостоятель­но передвигаться, последовательность спасательных работ, кратчайшие и безопасные пути эвакуации, место возникновения и размеры зоны горе­ния и задымления, способы удаления дыма из путей эвакуации, угрозу от огня и дыма лабораториям, аптекам, рентгеновским и другим процедурным кабинетам и ценному оборудованию. Разведку осуществляют по возмож­ности без шума, в палаты без осо­бой нужды заходить не рекомендуется. Разведку скрытых очагов горения в местах расположения больных, если больные о пожаре не знают, прово­дят без боевой одежды и снаряжения в больничных халатах под предлогом осмотра инженерных коммуникаций.

Для спасательных работ во всех случаях привлекают медицинский пер­сонал, особенно при проведении эва­куации людей из родильных домов, инфекционных лечебниц, нервно-психиатрических больниц, послеопе­рационных отделений и др. В этих условиях способы и приемы спаса­ния определяют с учетом рекоменда­ций медицинского персонала. При эвакуации инфекционных и лежачих больных основные работы выпол­няет медицинский персонал, а пожар­ные или привлекаемые для этой цели войсковые подразделения оказы­вают помощь при переноске больных, спуску их по пожарным лестницам и другие работы. В первую очередь выносят тяжелобольных вместе с


кроватями, не перекладывая на но­силки. Перекладывают их на носилки только по указаниям врачей. Хо­дячие больные выходят самостоятель­но в указанном направлении или под надзором медицинских работников и пожарных. Из плотнозадымленных по­мещений эвакуацию больных осуще­ствляют звенья и отделения ГДЗС.

Все спасательные работы органи­зуют и проводят под контролем опыт­ных работников пожарной охраны. При эвакуации больных по несколь­ким направлениям на каждое из них РТП назначает ответственных лиц, а сам возглавляет эвакуацию на наи­более ответственном участке и од­новременно осуществляет руковод­ство боевыми действиями по туше­нию пожара.

После эвакуации больных РТП тщательно проверяют все помещения, пути, по которым она проводилась, а обслуживающий персонал проверяет больных по спискам. Поисково-спа­сательные работы заканчиваются тогда, когда все люди спасены.

Для быстрой и слаженной работы личного состава пожарных подраз­делений и обслуживающего персонала администрацией заранее разраба­тывается план эвакуации больных, в котором указаны действия обслу­живающего персонала, отрабатыва­ется план на тактических учениях совместно с персоналом больницы и один его экземпляр включают как составную часть в план пожароту­шения.

Тушение пожаров в больницах. При следовании на пожары, в райо­нах больниц и особенно при подъезде к лечебным корпусам не следует вклю­чать сигналы «сирена», а пожарные машины по возможности расстанав­ливать на водоисточники, расположен­ные вне зоны видимости больных. Магистральные рукавные линии про­кладывают по возможности скрыто за зданиями к запасным входам, стационарным пожарным лестницам, а если о пожаре известно больным, и к основным входам в здания. Ра­бочие линии внутри зданий проклады-


вают так, чтобы они не препятт ствовали и не мешали эвакуации боль­ных. РТП должен принять меры по предотвращению паники, особенно в родильных домах, нервно-психиатри­ческих лечебницах, инфекционных больницах, травматологических от­делениях и др.

Для тушения пожаров в больницах используют разнообразные огнетуша-щие средства. Воду и водные раство­ры смачивателей применяют для тушения пожаров в чердаках, под­собных помещениях, палатах боль­ных, кабинетах врачей, коридорах и др.

Воздушно-механическую пену це­лесообразно применять в аптеках, складах медикаментов, рентгеновской пленки, рентгеновских и процедур­ных кабинетах и др.

Для тушения пожаров, как пра­вило, используют стволы РСК-50 и РС-50, распыленные и компактные струи, а при развившихся пожарах, особенно в зданиях IV и V степеней огнестойкости, применяют и более мощные стволы. Количество стволов для тушения пожаров определяют с учетом интенсивности подачи воды, равной 0,1 л/(м2-с).

В зависимости от обстановки и ко­личества сил и средств РТП может одновременно организовать работы по спасанию людей и тушению пожа­ров. Если сил и средств недостаточно для одновременного решения этих двух задач, РТП может использо­вать все силы и средства для эва­куации людей или при уверенности, что пожар можно быстро потушить и обеспечить безопасность людям, для подачи средств тушения и предот­вращения паники среди больных.

Одновременно с тушением РТП и командиры на боевых участках опре­деляют наличие дорогостоящего обо­рудования, запасов медикаментов, рентгеновской пленки, баллонов с га­зами, легковоспламеняющихся жидко­стей, быстро вводят силы и средства для их защиты от огня, дыма и про­ливаемой воды, а при необходимости организуют их эвакуацию.


Организацию боевых участков, а также меры техники безопасности при пожарах в больницах осуществля­ют по аналогии с жилыми и обще­ственными зданиями.

Тушение пожаров в школах и дет­ских учреждениях. Обстановка на пожаре. Здания школ и школ-интер­натов, как правило, строят из него­рючих материалов I и II степеней ог­нестойкости по типовым проектам высотой 3—5 этажей. В настоящее время еще много эксплуатируется зданий школ III степени огнестойкости с пустотными конструкциями из труд­ногорючих материалов, а иногда встречаются и одноэтажные здания IV, V степеней огнестойкости. Пла­нировка этажей в зданиях общеобра­зовательных школ и школ-интер­натов коридорная с вестибюлями с односторонним или двусторонним рас­положением классов, специальных кабинетов и лабораторий. В зданиях школ могут располагаться спортив­ные залы, зрительные залы, мастер­ские.

Детские сады, ясли и комбинаты строят одно- или двухэтажными I и II степеней огнестойкости. Они могут размещаться в нескольких зданиях, соединенных закрытыми переходами. Планировку этажей детских учреж­дений осуществляют так, чтобы по­мещения детских групп (игровые ком­наты и спальни) были изолированы друг от друга для каждой группы детей. На первых этажах детских учреждений располагают преимущест­венно комнаты для детей ясельного или младшего возраста, кухни, сти­ральные помещения, изоляторы, кла­довые, кабинеты администрации и др.

Горючая нагрузка в школах и дет­ских учреждениях в основном нахо­дится в пределах 30—50 кг/м. В не­которых помещениях (библиотеки, кладовые и т. п.) она может быть значительно больше.

Администрация школ и детских учреждений заранее разрабатывает планы эвакуации детей на случай по­жара, изучает его с обслуживающим персоналом и периодически отраба-


тывает действия согласно планам. В пожарных частях, в районах вы­езда которых расположены школы и детские учреждения, на них разра­батывают оперативные карточки. В оперативных карточках указывают планировку и конструктивные осо­бенности зданий, места расположе­ния и количество детей в дневное и ночное время, основные и резервные пути эвакуации и другие данные, не­обходимые РТП для организации ту­шения пожаров.

Следуя на пожар, командир пер­вого пожарного подразделения по опе­ративной карточке и вкладышу о на­личии детей в данный момент уточ­няет возможную обстановку, а по прибытии на пожар немедленно устанавливает связь с обслуживаю­щим персоналом и выясняет, какие приняты меры по эвакуации детей и тушению пожаров, а также предус­матривает предотвращение паники.

В разведке пожара РТП опреде­ляет: количество и возраст учащих­ся или детей, кратчайшие и наиболее безопасные пути эвакуации и уг­розу от огня и дыма; началась ли эвакуация детей и как она прохо­дит; сколько человек из обслуживаю­щего персонала можно использо­вать для эвакуации.

В процессе разведки пожара РТП определяет состояние путей эва­куации и при необходимости вводит стволы от автоцистерны и внут­ренних пожарных кранов на их защиту. При этом особое внимание уделяют удалению дыма из поме­щений, коридоров и лестничных кле­ток путем вскрытия окон. Двери из задымленных лестничных клеток и коридоров, ведущие в классы, груп­повые и другие помещения, где на­ходятся люди, необходимо плотно за­крывать.

Эвакуацию учащихся и детей осу­ществляют по заранее разработан­ным планам эвакуации. При возник­новении пожаров в школах учащихся эвакуируют по классам под руковод­ством классных руководителей или педагогов, проводящих занятия в


классе, а в детских учреждениях— по группам под руководством воспи­тателей и нянь. Поэтому по прибы­тии на пожар РТП должен немед­ленно оказать помощь педагогам и воспитателям в планомерной и быстрой эвакуации детей, в первую очередь детей младшего возраста. Основными путями эвакуации детей являются лестничные клетки и ста­ционарные пожарные лестницы. Ино­гда для вывода детей из задымлен­ных помещений в безопасное место используют незадымленные помеще­ния, расположенные в противополож­ной части здания, с последующим их выводом из здания. Из горящих и от­резанных дымом помещений учащих­ся и детей пожарные спасают через окна и балконы по пожарным лест­ницам, спасательным рукавам и с по­мощью спасательных веревок. При спасании детей по пожарным лест­ницам необходимо помнить, что де­тей дошкольного возраста и учащихся младших классов пожарные должны выносить на руках или, закрепившись на пожарной лестнице, передавать их из рук в руки.

После эвакуации всех детей рас­пределяют по группам или классам, проверяют по спискам и размещают, особенно в зимний период, в бли­жайших теплых помещениях, которые предусматривают заранее и указы­вают в оперативных карточках и пла­нах эвакуации.

При пожарах в школах и детских учреждениях РТП обязан тщатель­но проверить, не остались ли дети в классах, игровых и спасательных комнатах и других задымленных по­мещениях. При этом следует прове­рять, нет ли детей в шкафах, за шкафами и под кроватями, за зана­весками и различной мебелью.

Одновременно с организацией эвакуации детей и защитой путей эвакуации обеспечивают ввод ство­лов на основных путях распростра­нения огня и в очаг пожара. Для тушения пожара в школах и детских учреждениях применяют воду, вод­ные растворы смачивателей и в.оз-


душно-механическую пену средней кратности. Для подачи воды при ту­шении пожаров, как правило, исполь­зуют стволы РС-50 и РСК-50, а при развившихся пожарах в клубах, мас­терских, спортивных и актовых залах подают стволы РС-70. Тушение пожа­ров в химических и физических каби­нетах, лабораториях, музеях школ, подсобных помещениях и кладовых детских учреждений целесообразно осуществлять воздушно-механической пеной средней кратности. Особенно сложная обстановка создается тогда, когда пожары возникают в школах и детских учреждениях в момент проведения новогодних праздников, торжественных собраний учащихся, вечеров художественной самодеятель­ности, спектаклей и других массовых мероприятий. По прибытии на пожар РТП в этих случаях принимает сроч­ные меры по эвакуации детей и введе­нию стволов от автоцистерны и внут­ренних пожарных кранов для защиты путей эвакуации и проникновения в помещения, где остались дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: