Основные вопросы организации и тактики тушения пожаров в метрополитене рассмотрены в «Методическом пособии по организации и тактике тушения пожаров на объектах метрополитена», утвержденном ГУПО МВД СССР и согласованном с МПС СССР в 1986 г.
Все станции метро классифицируются по следующим признакам:
по их расположению относительно поверхности земли, т. е. подземные мелкого заложения с заглублением от 6 до 12 м; подземные глубокого заложения более 12 м;
по расположению и числу пассажирских платформ: одноплатформен-
ные, двухплатформенные, трехплат-форменные, т. е. одна островная платформа и две боковые.
В советском метрополитене преобладают одноплатформенные станции. В крупных городах СССР наиболее распространенным типом станции являются станции глубокого заложения.
Тушение пожаров в метрополитене связано с необходимостью проведения эвакуации и спасания людей. Сложность обстановки на пожаре в метро заключается в следующем:
наличие большого количества пассажиров;
наличие электросетей, находящихся под высоким напряжением;
возможной паники и необходимости эвакуации большого количества людей;
большая скорость задымления туннелей и помещений станции, сложность ведения разведки;
прокладка рукавных линий на большие расстояния с учетом сложности планировки и наличие вагонов.
РТП действует в соответствии с БУПО, т. е. организует несколько разведывательных групп, посты безопасности, оперативный штаб на пожаре может организовать несколько секторов, например на поверхности и на платформе и т. п., а также работу вентиляции, отключение электроэнергии, использования эскалаторов и служб метро.
Основная надежда РТП должна быть на передвижные силы и средства, так как внутренний пожарный водопровод в метрополитене слабый, расход от него составляет 3,5— 17 л/с.
Основным путем прокладки линии и продвижения разведки в подплат-форменные помещения станции является: наземный вестибюль станции, наклонный эскалаторный туннель, распределительный зал станции,подплат-форменный коридор, помещения станции (рис. 13.1-1).
Особенностью боевого развертывания в туннелях, тупиках и пунктах отстоя и оборота подвижного состава является то, что кроме наклонных
эскалаторных туннелей, необходимо прокладывать магистральные и рабочие линии значительной протяженности по путевым туннелям. Схема боевого развертывания в пункте отстоя подвижного состава представлена на рис. 13.12.
Часто приходится проводить боевое развертывание через ствол вентиляционной шахты. Вентиляционные шахты оборудуют лестницами с ограждениями и площадками через 3 м по высоте лестницы. Такой маршрут может быть использован при задымлении основного пути — эскалаторного туннеля.
При приближении личного состава пожарной охраны к очагу пожара через вентиляционную шахту необходимо включить вентиляцию и создать воздушный поток попутного направления, т. е. включить вентиляцию шахты «на приток» (рис. 13.13, стрелками показан маршрут боевого развертывания).
Общими рекомендациями по прокладке рукавных линий при пожаре в метрополитене являются:
прокладка магистральной линии в эскалаторном туннеле по балюстраде или ступеням эскалатора и закрепление ее (через 3—4 рукава) рукавными задержками к поручню, для чего последний снимают с направляющей;
прокладка рукавной линии в собранном виде с наращиванием ее со стороны вестибиля, при этом личный состав, прокладывающий линию, располагается по ее длине в местах расположения сомкнутых полугаек;
установка разветвления в магистральной линии при входе на эскалатор и в зоне нижней сходной площадки при длине эскалатора более 100 м, установка дополнительного разветвления в его средней части;
использование рукавов повышенной прочности при тушении пожара в станции глубокого заложения, а также, создание резервов рукавов и размещение- этого резерва в зоне нижней сходной площадки эскалатора.
Воду в рукавную линию с поверх-

ности земли на станцию глубокого заложения подают с учетом дополнительного статического напора за счет разности уровней. Поэтому рекомендуется понижать давление на автомобиле в соответствии с разностью высот, т. е. глубины заложения станции.
Однако учитывая сложность работы насосно-рукавных систем, при подаче воды в линию достаточно поддерживать давление в пределах 0,2—0,3 МПа (2—3 атм), а снижение давления целесообразней проводить на горизонте станции за счет установки разветвления на нижней сходной площадке эскалатора. Открывают один вентиль разветвления и сливают воду через путевой лоток железнодорожных путей, по выходу ствольщиков на позиции вентиль постепенно перекрывают, достигая определенного давления на насадках стволов. Эти особенности необходимо учитывать также при подаче в подземные сооружения раствора пенообразователя.
В «Методическом пособии по организации и тактике тушения пожаров на объектах метрополитена» приведены таблицы, в которых указан напор, который необходимо поддерживать на пожарном автомобиле при подаче водяных и пенных стволов на станцию глубокого заложения метрополитена.
Существенно осложняет условия боевой работы пожарных подразделений плотное задымление помещений
|
|
| Контрольные вопросы 1. Расскажите об особенностях развития пожара на подвижном составе (пассажирских вагонах). 2. Особенности боевого развертывания сил и средств на железнодорожных станциях. 3. Дайте классификацию пожаров на воздушных судах. 4. Какие руководящие документы опреде ляют организацию тушения пожаров на морских судах? 5. Каковы особенности обстановки при пожаре в метрополитене? |
| объединенных технологическим процессом, энергетическими и санитарно-техническими устройствами и системой транспорта. Она включает животноводческие, птицеводческие, звероводческие фермы, теплично-парниковые хозяйства, цеха первичной переработки сельскохозяйственных продуктов, приготовления кормов животным, а также мастерские и гаражи для ремонта и хранения сельскохозяйственной техники и склады различного назначения. Старые населенные пункты зачастую не отвечают современным требованиям пожарной безопасности. Разрывы между жилыми и подсобными зданиями не соответствуют действующим нормам, скученность жилых и хозяйственных построек велика, широко использовались горючие материалы в строительстве, нередко встречаются здания с кровлями из теса, соломы, камыша и др. В таких населенных пунктах, как правило, отсутствует противопожарное водоснабжение, а основными источниками водоснабжения являются реки, озера, пруды, колодцы и артезианские скважины. Подача воды для тушения пожаров часто затруднена отсутствием хороших подъездов к водоисточникам (заболоченные и крутые берега), глубоким расположением уровня воды (более 7 м) в колодцах, а также |
станции, что вызывает необходимость привлечения большого количества сил и средств, длительного использования средств связи и освещения изолирующих противогазов с повышенным сроком защитного действия.
Перед началом разведки в подземных сооружениях командир звена
(отделения) должен ознакомиться с маршрутом следования и получить консультации у работников метрополитена, хорошо знающих планировку подземного сооружения.
Для связи необходимо использовать местную телефонную связь, громкоговорящие установки, радиоустановки подвижного состава для связи
локомотивной бригады с поездным диспетчером.
Использование переносных радиостанций возможно лишь на прямых участках туннеля на расстоянии 200—250 м. Наиболее надежной связью в этих условиях является телефонная проводная связь.