Пожары внутри фюзеляжа (в пассажирском салоне, кабине пилотов и багажных отсеках) относятся к пожарам в замкнутом объеме. Основной пожарной нагрузкой при таких пожарах являются декоративно-отделочные и конструктивные элементы интерьера, представляющие собой искусственные и натуральные материалы обивки и наполнения кресел, ковровые покрытия, пластмассовые изделия. Из-за недостаточного газообмена пожар характерен плотным задымлением помещения и неравномерностью распределения температуры по высоте помещения, через 2—3 мин установившегося горения температура у потолка в 3—4 раза превышает температуру в зоне пола. Среднеобъемная температура не превышает 250 °С, пожар носит не интенсивный характер, однако он не прекращается до полного выгорания пожарной нагрузки. При нарушении герметичности фюзеляжа (прогорании или разрушении обшивки) в результате интенсификации естественного газообмена, пожар внутри фюзеляжа резко усиливается вплоть до появления открытого пламени, а температура в верхней части салона возрастает до 900 °С. Высокая температура и открытое пламя могут привести к загоранию магниевых сплавов, входящих в конструкцию силовых элементов.
|
|
При пожарах внутри фюзеляжа происходит быстрое нарастание концентрации отравляющих веществ продуктов горения и термического разложения горючих материалов, обусловливающие основную опасность для людей, находящихся на борту горящего воздушного судна.
Пожары в отсеках силовых установок связаны в основном с горением: авиатоплива, масла или гидрожидкости. Пожары могут быть двух видов: при работающем двигателе или при выключенном. Наибольшую опасность представляют пожары при работающем двигателе, так как они могут быть связаны с горением распыленных жидкостей под высоким давле-
нием (0,5—0,9 МПа). Поэтому необходимо выключить двигатели, перекрывая подачу топлива к ним. Этот вид пожара носит интенсивный характер, температура в подкапотном пространстве в течение нескольких секунд повышается до 1000 °С. В результате прогорания противопожарных перегородок пожар может распространиться внутрь фюзеляжа или на отсеки топливных баков.
При неработающем двигателе пожар развивается менее интенсивно из-за ограниченного газообмена и ограниченного количества горючих жидкостей двигателя, пожар носит локальный характер.
Тушение пожара в подкапотном пространстве затруднено, так как отдельные детали конструкции двигателя (корпус камеры сгорания, корпус турбины, реактивно-выхлопная система) даже в нормальном режиме работают при температуре 500—600 °С.
После тушения пожаров с опасными грузами необходимо организовать медицинское освидетельствование личного состава.