Раздел III. Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия в настоящее время интегрировалась с поведенческой психотерапией и в качестве когнитивно-поведенческой (когнитивно-бихевиоральной) психотерапии занимает лидирующие позиции в медицине развитых демократических стран среди методов психологической и психиатрической помощи людям с пограничными расстройствами – неврозами, тревожностью, депрессией, ПТСР, расстройствами пищевого поведения, пограничными личностными расстройствами. Эффективность когнитивно- поведенческой психотерапии (КПТ) доказана множеством специальных исследований. В последние годы в КПТ используются как поведенческие техники, так и когнитивные подходы. Среди когнитивных можно отметить когнитивное переструктурирование (изменение деструктивных мыслей на более конструктивные), оспаривание, сократические диалоги; к поведенческим можно отнести поведенческие эксперименты, экспозицию, тренинг уверенного поведения и другие. Основная идея КПТ заключается в том, что именно мысли и образы (когниции) определяют эмоции, а вместе с ними – поведение человека. Следует выяснить, какие именно когнитивные схемы, убеждения, допущения, правила стоят за тем или иным неадаптивным поведением. Изменив их, можно изменить проблемное поведение.

Развитие когнитивной психотерапии началось в 60-е годы в связи с так называемой когнитивной революцией, вызванной наступлением эры информационных технологий, разработкой теорий переработки информации, признании важной роли мышления и других когнитивных процессов (восприятия, оценки, интерпретации) в формировании реакций человека на стимульные ситуации и затем – закреплении поведенческих стереотипов. Социальная психология выявила различные стереотипные представления людей друг о друге, различия между убеждениями, мыслями и поведением; а теория аттрибуции показала, что люди склонны «приписывать» окружающим свои представления и неверно истолковывать причины их поведения.

Когнитивная психотерапия поддерживает идею древнегреческого мыслителя Эпиктета о том, что не сами события и ситуации расстраивают людей, а их оценки или интерпретации этих событий. Отсюда следует, что дезадаптивное поведение и невротические расстройства возникают из за ошибочных (ложных) интерпретаций определенных ситуаций. Так, индивид, страдающий социальной фобией, в ситуациях межличностного общения склонен интерпретировать нейтральные сигналы (например, молчание партнера по общению) как подтверждение своей идеи о том, что его считают глупым, некрасивым, скучным и т.п. Эти интерпретации затем порождают поведение избегания социальных ситуаций и закрепление фобии. Искажения восприятия со временем формируют дезадаптивные схемы мышления, являющиеся весьма устойчивыми и «самоподтверждающимися». Они разделяются на глубинные убеждения (например, «Я – никчемный человек»), промежуточные представления и правила (например, «Для того, чтобы окружающие не заметили мою никчемность, нужно стараться не привлекать внимания») и негативные автоматические мысли (например, «У меня ничего не получится», «Надо мной будут смеяться»). Последние являются главной мишенью когнитивных психотерапевтов: пациентов учат отслеживать, какие ситуации провоцируют появление автоматических мыслей, какие чувства они вызывают и к какому поведению приводят. Затем с помощью различных приемов психотерапевт стремится «расшатать» жесткую систему дезадаптивных установок, применяя методы оспаривания, когнитивного переструктурирования, поведенческих экспериментов и т.п.

В последние десятилетия в когнитивно-поведенческой психотерапии появилось множество новых подходов, идей, и даже отдельных школ – эти новые подходы объединяются термином «третья волна». К ним относятся: терапия принятием (Acceptance and Commitment Therapy (ACT); терапия, основанная на полном осознании (Mindfulness Based Cognitive Therapy (MBCT); диалектико-бихевиоральная психотерапия (Dialectical Behavior Therapy (DBT), схема-терапия, разработанная для лечения личностных расстройств, и другие. Эти подходы отличает бóльшее внимание к эмоциональным переживаниям клиента, интеграция различных методов и техник, используемых в других школах, инкорпорирование некоторых аспектов духовных практик для того, чтобы наиболее эффективно оказать помощь людям, обратившимся к психотерапии.

Основателями когнитивной психотерапии считаются два американских ученых А.Эллис и А. Бек, которые примерно в одно время независимо друг от друга разработали несколько отличающиеся, но близкие в теоретических посылках системы психотерапии. Идеи А.Бека, который работал в области медицины, скорее проникли в практику психотерапии.


Аарон Бек родился в 1921 г. в США в семье украинских эмигрантов. Он закончил Йельскую школу медицины, затем, увлекшись психоанализом, прошел курс обучения долгосрочной психотерапии. Работал в военном госпитале в период Корейской войны в качестве заведующего в области нейропсихиатрии, в 1954 году занял пост профессора психиатрии в Пенсильванском университете, где под его руководством начала развиваться Клиника исследования депрессий. Глубокое изучение проблемы депрессий привело его к выводу, что мотивационная модель З.Фрейда не подтверждается практикой, и это подтолкнуло Бека к разработке собственного теоретико-клинического подхода, который он назвал когнитивной терапией. Аарон Бек полагал, что причина депрессии кроется в отрицательных представлениях, которые складываются у человека о самом себе, окружающем мире и будущем в частности. Такие отрицательные представления и вызывают депрессивное состояние.

За время работы Аарон Бек выпустил около 20 книг, в которых выступил либо единоличным автором, либо соавтором, а также несколько сотен статей. Сегодня Аарон Т. Бек является президентом некоммерческой организации «Институт когнитивной терапии и исследований Бека» в университете Пенсильвании. Его дочь Джуди – директор института. Когнитивная психотерапия получила всемирное признание и является в настоящее время ведущим направлением в лечении невротических и тревожных расстройств, депрессии, расстройств пищевого поведения, посттравматических стрессовых и личностных расстройств.

Основные работы А.Бека: «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976 г.), «Когнитивная терапия депрессий» (в соавторстве) (1979г.) и «Когнитивная терапия расстройств личности» (2002 г.). Две последние книги изданы на русском языке. В хрестоматию включены выдержки из работы Аарона Бека с соавторами: Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб.: Питер, 2003. - 304 с.


БЕК А., РАШ А., ШО Б., ЭМЕРИ. Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: