Когнитивная терапия — это проповедь силы позитивного мышления»

Можно согласиться, что существует некоторое внешнее сходство между когнитивной терапией и школой «позитивного мышления». В обеих теориях действует постулат о том, что чувства и поведение определяются мыслями. Однако теория позитивного мышления не учитывает того, что позитивные мысли не всегда объективно отражают действительность. Можно некоторое время обманываться, убеждая себя в том, что все хорошо, но в конечном счете, согласно закону убывающего плодородия, тебя ждет разочарование. Позитивные мысли приводят к положительным эмоциям, только если ты убежден в правильности этих мыслей.

Когнитивная терапия скорее представляет школу реалистического мышления. С точки зрения пессимиста, полстакана воды — это наполовину пустой стакан, тогда как оптимист будет считать его наполовину полным. Но с объективной точки это просто 125 мл воды в 250-граммовом стакане. Если пациент утверждает, что в его жизни «все плохо», терапевт отнюдь не пытается внушить пациенту, что «все хорошо». Задача терапевта — собрать точную информацию, чтобы выявить и скорректировать существующие искажения.

Когнитивный терапевт побуждает пациента отказаться от расплывчатых моралистических оценок, таких как «Я ужасный человек». Такого рода оценки подразумевают наличие у пациента великого множества отрицательных черт. Пациент и терапевт мало что могут сделать, чтобы изменить эти абстрактные, глобальные черты. Если же проблему разбить на части, решение становится очевидным. В отличие от когнитивной терапии, не приемлющей глобальных определений и занимающейся рассмотрением конкретных проблем, школы позитивного мышления предлагают пациенту взамен одной абстракции («Я плохой») другую («Я хороший»).

«Позитивное мышление» являет собой пример авторитарного подхода, как если бы некто авторитетно заявлял: «Веселее! Все не так уж плохо!» В свою очередь, когнитивная терапия подчеркивает, что человек не должен бездумно соглашаться с мнением авторитетного лица. Любое мнение или утверждение должно быть подвергнуто эмпирической проверке или логическому осмыслению.

Многие постулаты «позитивного мышления» либо откровенно искажают действительность, либо представляют собой полуправду. Возьмем хотя бы такое внушение: «С каждым днем ваши дела идут все лучше и лучше». С точки зрения когнитивного терапевта, это заявление столь же неправдоподобно, как и утверждение, что все будет плохо. Человеку нужны не внушения, а точная информация, которая позволит ему принять адаптивное решение. <…>


Альберт Эллис (1913-2007) родился в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и рос в Нью-Йорке. В детстве и юности Эллис был необычайно застенчив и сосредоточен на себе и очень боялся говорить публично. Однако он хорошо успевал в школе и развил навыки по решению проблем. Первоначально Эллис планировал заняться литературной деятельностью, пытался писать повести, но затем обратился исключительно к научной литературе, особенно сосредоточившись на «сексуально-семейной» революции.

В 1934 году он получил степень бакалавра по руководству бизнесом в университете города Нью-Йорка. 1942 году Эллис поступил на клинические курсы психологии в университет Колумбии, получив степень магистра в 1943 году. Вскоре после этого открыл небольшую частную практику по брачному и сексуальному консультированию. В 1947 году Эллис получил докторскую степень в университете Колумбии за диссертацию по личностным вопросникам. Он прошел обучающий анализ с аналитиком из группы Карен Хорни и начал заниматься психоанализом. С 1948 по 1952 год Эллис работал в Клинике психической гигиены Нью-Джерси, сначала как главный психолог Диагностического Центра штата Нью-Джерси, а затем как главный психолог всего штата Нью-Джерси. Он также продолжал частную практику в Нью-Йорке.

Эллис справился со многими из собственных проблем путем чтения и применения философии Эпиктета, Марка Аврелия, Спинозы и Бертрана Рассела, поэтому он начал преподавать клиентам философские принципы, которые помогли ему. Между 1953 и 1955 годами Эллис все более и более восставал против психоанализа и начал называть себя скорее “психотерапевтом”, чем “психоаналитиком”. В начале 1955 года он завершил создание своей собственной системы: знаменитой рационально-эмоциональной психотерапии. В 1959 году Эллис основал компанию “Институт рациональной жизни”, теперь называемый Институтом рационально-эмоциональной терапии.

Сам метод рационально-эмоциональной терапии за время своего существования претерпел ряд изменений. Первоначально Эллис называл свой метод рациональной терапией, позже переименовал его в рационально- эмоциональную терапию. Все больше убеждаясь в том, что рациональная работа невозможна без определенных поведенческих изменений, Эллис в 1993 году опубликовал статью, в которой обосновал новое наименование метода: рационально-эмоциональная поведенческая терапия, изменив в соответствии с этим новым термином и название своего института.

При жизни Эллиса вышло большое количество научных и популярных изданий, освещающих метод РЭТ. На русский язык переведено несколько его книг. В данную хрестоматию вошли выдержки одной из них – «Гуманистическая психотерапия: рационально-эмоциональный подход» / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: