Появление символа

Ранним весенним утром вы зашли в лес. Вас окружает буйство зелени, ароматы трав, пение птиц. Вам легко дышится и приятно шагается по мягкой травке. Сквозь кроны деревьев пробиваются золотые солнечные лучи. И вы заметили, что с ближайшей ветки на вас с любопытством смотрит рыжая белка.

Вам очень хорошо, и вы хотите запомнить это состояние. Для этого достаточно назвать эту картину: «Утро с белкой». И потом стоит только произнести это сочетание, как вы снова погрузитесь в воспоминание. А можно поставить на рабочем столе маленькую фигурку белки. И простой кусок пластмассы будет мысленно возвращать вас туда, где вам было так хорошо.

Впечатление не хранится в памяти само по себе. Оно сразу выстраивается в целую систему знаков и символов и включается в плавный ритм мышления уже измененным.

Это похоже на колоду карт. Каждое впечатление записывается на отдельную карту. Потом они тасу

ются в порядке убывания яркости переживания. В нашем примере самым ярким впечатлением была белка. Поэтому карта с белкой лежит сверху.

Верхняя карта колоды становится не только впечатлением, но и превращается в символ-ярлычок, за который вытягивается вся колода.

Этот процесс символизации подсознания доставляет немало неприятностей людям искусства.

Анатолий Папанов сыграл немало ролей, но верхней картой в подсознании людей всегда будет Волк из «Ну, погоди!». Сам Папанов возмущался этим и говорил: «Волк сожрал мою актерскую карьеру». Но бедный Волк здесь ни при чем. Это общее правило символизации подсознания: верхняя карта становится символом.

Фаину Раневскую раздражала фраза «Муля, не нервируй меня!». Где бы она ни появлялась, она слышала эту фразу.

Интервью с Александром Збруевым было озаглавлено «Я не Ганжа!». Так артисту хотелось уйти от постоянного упоминания этого персонажа.

На вручении премии «Триумф» в Малом театре композитор Гия Канчели, чью симфоническую музыку исполняют лучшие оркестры мира, вышел на сцену, ожидая торжественного гимна. Но оркестр Малого театра заиграл «Чито-грито». У себя в номере обычно очень вежливый Канчели долго матерился. А зря.

«Чито-грито» — это символ, позволяющий моментально вспомнить человека. Не более того. У многих великих людей есть свои символы: граф, пашущий землю;

писатель, сжигающий вторую часть романа;

поэт, называющий себя сукиным сыном.

Все они имели в колоде козырные тузы: «Война и мир», «Мертвые души», «Евгений Онегин». Но у них есть и простые яркие карты, по которым их легко вспомнить.

Неважно, какая карта лежит сверху. Важно, сколько тузов у вас в колоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: