Задержки развития речи

По данным наших обследований, у 70—90% детей, по­сещающих дошкольные образовательные учреждения Цен­трального, Калининского, Приморского, Сестрорецкого и других районов Санкт-Петербурга, имеются разной степе­ни выраженности и разного качества задержки развития речи. Это типично для детей с МДМ, хотя в быту (в семье) это не всегда замечают. Нередко родители бывают удивле­ны, когда при речевых пробах, адекватных возрасту детей, последние не могут правильно ориентироваться и делают грубые ошибки.

По мнению А. Н. Корнева (1990, 1997), речь ребенка в процессе ее формирования подвержена сильному влиянию многочисленных факторов окружающей среды, психологи­ческого и биологического характера (условия воспитания, интеллект, состояние периферического слуха и др.), которые видоизменяют клиническую картину первичного дефекта, а иногда маскируют ее. Топическая диагностика дефектов

-28-


речи затруднена еще и тем, что до сих пор слабо разработана их классификация. Поэтому нередко логопедический диаг­ноз «общее недоразвитие речи» в определенной степени упо­добляется неврологическому «энцефалопатия», поскольку характеризует явление лишь в самых общих чертах. У детей же с МДМ, учитывая их общую расторможенность, диагно­стика дефектов речи еще более затруднительна.

В своих исследованиях мы использовали методологичес­кие основы диагностики дефектов речи, а также экспресс-методы, предложенные А. Н. Корневым (1997), и его класси­фикационные критерии. Однако эти критерии и речевые пробы, позволяющие выявлять дефекты звукопроизношения и грамматической структуры речи, дополняли данными о психомоторном развитии ребенка и его речевых навыков из анамнеза [Сушко Е. П., 1996]. Особое внимание уделяли тому, когда ребенок начал говорить словами, простыми и сложными предложениями.

Дети с МДМ обычно начинают говорить со значительным опозданием, у них имеется сложный характер нарушений речи. Последние в значительной мере зависят от функцио­нальной зрелости отделов ЦНС, ответственных за сенсорное восприятие речи, артикуляционный праксис, объем кратко­временной и долговременной памяти и концентрацию внима­ния. У детей с МДМ к моменту их поступления в школу еще нет биологической зрелости ряда высших корковых функций, на которые они должны опираться при освоении чтения, письма и счета [Лурия А. Р., 1973]. Неврологически у подав­ляющего большинства из них выявляется сенсомоторная не­достаточность и у 90% регистрируются легкие нарушения праксиса, в том числе речевого.

Практически дефекты речи проявляются в виде невоз­можности правильно повторить фразу, заикания, дислалий и дизартрии.

При освоении письменной речи обнаруживается дисгра-фия — плохой почерк, «съезжание» со строки вверх или вниз, пропуск букв, замена одних букв другими, нарушения согласования слов и др. (рис. 5). В устной речи такие дети при повторении фраз меняют грамматическую структуру предложений, нарушают согласования слов, заменяют одни слова другими и т. д.

Самое печальное, что без медицинской и дефектологичес­кой помощи большинство из этих детей не могут преодолеть указанные недостатки годами. Многие из них, испытывая трудности в разговоре и чтении, в значительной степени

-29-


Рис. 5. Слуховой диктант ученика 2-го класса с явлениями акустиче-ской дисграфии.

невротизируются. Указанные дефекты нередко продолжают проявляться в более старшем возрасте. Это обстоятельство позволило, например, А. Н. Корневу, совершенно обосно­ванно поместить в газете «Невское время» (26.10.96 г.) статью под почти юмористическим названием: «Грамотное пись­мо — редкость даже среди студентов вузов».

Было бы, однако, ошибочным следовать некоторым при­мерам, когда при практически любом дефекте речи ставят диагноз «логоневроз», даже в тех случаях, когда незадолго до его появления ребенок пережил какой-то эмоциональный стресс или другое потрясение. Просто на этом фоне более отчетливо стали заметными скрытые нарушения и дефекты, которые до сих пор не проявлялись.

У детей с МДМ иногда обнаруживается очень интересное явление, получившее название «феномен зеркальной дея­тельности», выявляемый при графических пробах. Этот фено­мен проявляется в следующих нарушениях: изменено направ­ление письма (справа-налево), нарушен порядок расположения букв и они изображаются зеркально. Этот феномен пока изучен недостаточно, и его возникновение связывается с гипокинези­ей мозолистого тела и таламуса, с диспраксией и экстрапира­мидной недостаточностью, обычно в связи с интранатальными повреждениями нервной системы [Осипенко Г. Н. и др., 1994].

Читателей, особо интересующихся речевыми дисфунк­циями у детей с МДМ, мы можем адресовать к работам А. Н. Корнева (1997), Л. И. Вассермана и соавт. (1997), Л. О. Бадаляна (1998), в которых более детально изложены вопросы классификации и диагностики нарушений речи.

По принципиальным же позициям применительно к меха­низмам развития МДМ заметим, что при различных по

-30-


механизмам и локализации поражениях мозга сложная структура речевой деятельности может «ломаться» в различных звеньях и приводить к различным дефектам речи [Лурия А. Р., 1973].

Трагизм ситуации усугубляется еще и тем, что в большин­стве случаев дошкольная жизнь ребенка с МДМ может про­текать вполне благополучно. Ни родители, ни окружающие годами могут даже не подозревать о его физиологическом дефекте, относя некоторые отклонения в поведении ребенка (если они наблюдаются) к недостаткам воспитания [Ясюко-ва Л. А., 1997]. Однако с первого дня учебы в школе начинают предъявляггься повышенные требования именно к тем функ­циям, которые более всего и нарушены при МДМ, Неустра-ненные вовремя признаки МДМ: дефицит внимания, памя­ти, повышенная отвлекаемость и умственная утомляемость, слабость самоуправления и задержка речевого развития,— начинают играть роковую роль в судьбе ребенка.

Задержка биологического созревания ассоциативных структур головного мозга приводит к тому, что деятельность различных его подструктур не скоординирована, не согласова­на. Сопутствующая этому двигательная расторможенность ребенка непроизводительна, энергорасточительна, а умствен­ная деятельность приводит к быстрому утомлению. Именно чрезмерная двигательная расторможенность при слабой выра­женности других дефектов в отдельных случаях вынуждает родителей обратиться к психологу, а затем ребенка направляют уже к невропатологу и дефектологу-логопеду. При таком раз­витии событий ребенку, как правило, ставят правильный диаг­ноз, перед школой ему проводят реабилитационные и (если необходимо) лечебные мероприятия, и имеющиеся дефекты, в том числе и речи, в значительной мере корригируются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: