ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
|
Внутренние
| Экономическая: организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики
|
Социальная: удовлетворение потребностей людей в жилье, обеспечение социальных гарантий, страхование жизни, поддержание здоровья на должном уровне
|
Правовая: обеспечение порядка и исполнения правовых норм
|
Культурно-воспитательная: привитие гражданам официальной политической культуры
|
Политическая: реализация власти, управление обществом
|
Внешние
| Функция обороны
|
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами
|
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
|
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.
В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики.
|
Монархия
|
Абсолютная
| Это форма правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом (Саудовская Аравия, Бруней)
|
Конституционная
(ограниченная)
| Власть монарха ограничена представительным органом, действующим на основе Конституции (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
|
Дуалистическая
| Монархии, в которых роли монарха и парламента уравновешаны (Иордания, Марокко и др.)
|
Республика
|
В республиках источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. По тому, как формируются государственные органы и каковы принципы отношений между ними, различают:
- президентские;
- парламентские;
- смешанные.
|
Президентская (США)
| - Характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти.
- Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах.
- Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность.
- Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.
|
Парламентская (ФРГ)
| - Взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества.
- Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе и с премьер-министром.
- Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.
|
Президентско-парламентская (Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Португалия, Болгария)
| - Двойная ответственность правительства – перед президентом и перед парламентом.
- Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.
- Президент наделен широкими полномочиями:
- он является главой государства, верховным главнокомандующим;
- обладает отлагательным вето на решения парламента;
- назначает премьер-министра;
- вправе распустить парламент и назначить новые выборы.
- С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение им резолюции порицания (вотума недоверия).
|
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
|
Государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане.
Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма государственного устройства».
Различают следующие формы государственного устройства:
- унитарное государство;
- федеративное государства;
- конфедерация.
|
Унитарное государство
| Наиболее распространенный вид территориальной организации. В таком государстве:
- существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию;
- функционируют единая система законодательства, единые правовая и денежная системы, единое гражданство;
- все административно-территориальные единицы (области, округ департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью, т.е. не имеют своих законодательных и внешнеполитических органов. Они самостоятельны в хозяйственной и социо-культурной сферах.
|
Федеративное государство – добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство (в настоящее время около 20 стран мира).
Федерация
строится по принципу:
- территориальному ( США);
- национальному (Индия);
- смешанному (Россия).
| - Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик); внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов;
- Существуют два уровня государственной власти:
- федеральный;
- республиканский.
Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией.
- Наличие двойной правовой системы, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы.
- Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы.
- Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из состава федерации.
|
Конфедерация –
это союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.)
| - Создают общие органы управления для осуществления согласованной политики. Их решения не имеют прямого действия – они вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств.
- Не имеют единого высшего законодательного органа, единого гражданства.
- В полном объеме осуществляют международную деятельность.
- Могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.
|
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
|
Политический режим – это способ функционирования политической системы, определяющий характер политической жизни в стране.
|
№ п/п
| Критерий
| Демократический режим
Тоталитарный режим
| Авторитарный режим
|
1.
| Законодательство
| Развитая система демократических законов
| Система законов развита слабо
| Система законов минимальна
|
2.
| Права и свободы
| Разрешено все, что не запрещено законом
| Разрешено то, что не имеет отношения е политике
| Разрешено только то, что указано властью
|
3.
| Полномочия главы государства
| Строго ограничены законом
| Мало ограничены
| Практически не ограничены
|
4.
| Принцип раз-деления властей
| Реализован
| Формально признается
| Отвергается
|
5.
| Представительные органы власти
| Имеют широкий круг полномочий
| Марионеточные
| Марионеточные или отсутствуют
|
6.
| Полномочия местных органов власти
| Максимальные
| Формально широкие
| Минимальные
|
7.
| Партии
| Многопартийность
| Массовая политическая партия одни
| Правящая партия огосударствлена
|
8.
| Идеология
| Политический плюрализм
| Официальная идеология одна
| Господствует одна идеология
|
9.
| Карательные органы
| Деятельность строго регламентирована законом
| Осуществляют тайный сыск
| Осуществляют массовые политические репрессии
|
10.
| Оппозиция
| Действует легально
| Отрицается
| Запрещается
|