Государство как политический институт и ядро политической системы

Политическая система; государство как ядро политической системы; демократия; выборы и избирательные системы

Политическая власть

Политическая система

По способу взаимодействия государства и гражданского общества
Постмодернистская
Модернистская
Классическая либеральная (представительская)

Государство как политический институт и ядро политической системы

Государство является наиболее значимым институтом политической системы. Значимость его определяется максимальной концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные изменения. Государство есть особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата)
№ п/п ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
1. Единая территория
2. Население
3. Организация политической власти
4. Органы принуждения
5. Суверенитет государственной власти (общеобязательность решений для населения, право издавать законы)
6. Принудительное взимание налогов и других обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность государства.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Внутренние Экономическая: организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики
Социальная: удовлетворение потребностей людей в жилье, обеспечение социальных гарантий, страхование жизни, поддержание здоровья на должном уровне
Правовая: обеспечение порядка и исполнения правовых норм
Культурно-воспитательная: привитие гражданам официальной политической культуры
Политическая: реализация власти, управление обществом
Внешние Функция обороны
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами
УСТРОЙСТВО (ФОРМА) ГОСУДАРСТВА
Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определенное устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие «форма государства». Как совокупность внешних признаков государства она включает три элемента: · форму правления; · форму государственного устройства; · политический режим.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, как устроены, организованы и действуют органы государства, различают монархии и республики.
Монархия
Абсолютная Это форма правления, при которой государственная власть единолично осуществляется монархом (Саудовская Аравия, Бруней)
Конституционная (ограниченная) Власть монарха ограничена представительным органом, действующим на основе Конституции (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).
Дуалистическая Монархии, в которых роли монарха и парламента уравновешаны (Иордания, Марокко и др.)
  Республика
В республиках источником власти является народ, который избирает высшие органы государства на определенный срок. По тому, как формируются государственные органы и каковы принципы отношений между ними, различают:
  • президентские;
  • парламентские;
  • смешанные.
Президентская (США) - Характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. - Президент, будучи главой государства, одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом, поскольку избирается на всеобщих выборах. - Правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. - Президент не располагает правом роспуска парламента. Он обладает отлагательным вето на законопроекты парламента, которое парламент может преодолеть абсолютным большинством (2/3) при повторном голосовании.
Парламентская (ФРГ) - Взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества. - Президент является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе и с премьер-министром. - Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Оно ответственно перед парламентом.
Президентско-парламентская (Франция, Австрия, Ирландия, Польша, Португалия, Болгария) - Двойная ответственность правительства – перед президентом и перед парламентом. - Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. - Президент наделен широкими полномочиями:
  • он является главой государства, верховным главнокомандующим;
  • обладает отлагательным вето на решения парламента;
  • назначает премьер-министра;
  • вправе распустить парламент и назначить новые выборы.
- С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение им резолюции порицания (вотума недоверия).
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма государственного устройства». Различают следующие формы государственного устройства:
  • унитарное государство;
  • федеративное государства;
  • конфедерация.
Унитарное государство Наиболее распространенный вид территориальной организации. В таком государстве: - существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, полномочия которых распространяются на всю территорию; - функционируют единая система законодательства, единые правовая и денежная системы, единое гражданство; - все административно-территориальные единицы (области, округ департаменты, провинции) имеют одинаковый юридический статус и не обладают какой-либо политической самостоятельностью, т.е. не имеют своих законодательных и внешнеполитических органов. Они самостоятельны в хозяйственной и социо-культурной сферах.
Федеративное государство – добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство (в настоящее время около 20 стран мира). Федерация строится по принципу: - территориальному ( США); - национальному (Индия); - смешанному (Россия). - Территорию федерации образуют территории ее субъектов (штатов, кантонов, республик); внутренние границы федерации могут быть изменены только с согласия ее субъектов; - Существуют два уровня государственной власти:
  • федеральный;
  • республиканский.
Полномочия органов власти обоих уровней разграничены федеральной конституцией. - Наличие двойной правовой системы, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы. - Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы. - Субъекты федерации лишены возможности расторгнуть федеративный договор и выйти из состава федерации.
Конфедерация – это союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т.п.) - Создают общие органы управления для осуществления согласованной политики. Их решения не имеют прямого действия – они вступают в силу лишь после утверждения центральными органами власти соответствующих государств. - Не имеют единого высшего законодательного органа, единого гражданства. - В полном объеме осуществляют международную деятельность. - Могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Политический режим – это способ функционирования политической системы, определяющий характер политической жизни в стране.
№ п/п Критерий Демократический режим Тоталитарный режим Авторитарный режим
1. Законодательство Развитая система демократических законов Система законов развита слабо Система законов минимальна
2. Права и свободы Разрешено все, что не запрещено законом Разрешено то, что не имеет отношения е политике Разрешено только то, что указано властью
3. Полномочия главы государства Строго ограничены законом Мало ограничены Практически не ограничены
4. Принцип раз-деления властей Реализован Формально признается Отвергается
5. Представительные органы власти Имеют широкий круг полномочий Марионеточные Марионеточные или отсутствуют
6. Полномочия местных органов власти Максимальные Формально широкие Минимальные
7. Партии Многопартийность Массовая политическая партия одни Правящая партия огосударствлена
8. Идеология Политический плюрализм Официальная идеология одна Господствует одна идеология
9. Карательные органы Деятельность строго регламентирована законом Осуществляют тайный сыск Осуществляют массовые политические репрессии
10. Оппозиция Действует легально Отрицается Запрещается

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: