Камера ЖРД является агрегатом двигателя, в котором топливо в результате химических реакций преобразуется в высокотемпературные продукты, создающие тягу при истечении. В современных ЖРД преимущественное применение получили цилиндрические камеры сгорания, которые в сочетании с плоской смесительной головкой позволяют при высокой расходонапряженности организовать надежное и экономичное охлаждение, а также получить необходимую прочность и жесткость конструкции при высоком массовом совершенстве. Такие камеры достаточно технологичны в изготовлении.
Камера ЖРД (рис. 1, а) состоит из камеры сгорания (1) и сопла (2). Камера сгорания (рис. 1, б) представляет собой часть камеры ЖРД, в которой в основном завершаются процессы смесеобразования и сгорания компонентов топлива. Она включает в себя смесительную головку (1) и часть корпуса камеры (2) до начального сечения сопла. Корпус камеры есть часть камеры, представляющая собой оболочку, образующую стенку сопла и камеры сгорания без смесительной головки. В подавляющем большинстве корпус камеры (рис. 1, в) выполняется с внешним жидкостным охлаждением и обычно состоит из внутренней (1) и наружной (2) стенок, образующих тракт охлаждения (3).
|
|
Рис. 1. Основные элементы камеры ЖРД
Корпус камеры работает в теплонапряженных условиях. Способы тепловой защиты внутренней стенки разнообразны. Наиболее широко применяются следующие способы тепловой защиты:
— наружное охлаждение;
— внутреннее охлаждение;
— теплоизоляционная защита.
Процесс теплообмена в камере ЖРД сложен. От продуктов сгорания тепло в результате конвективного и лучистого теплообмена передается стенкам камеры сгорания и сопла, распространяется в последних путем теплопроводности и далее передается охладителю.
Известно несколько разновидностей наружного охлаждения. В изучаемом образце двигателя применяется проточное охлаждение — это есть наружное охлаждение охладителем, протекающим по каналам в стенке. Этот способ энергетически целесообразен, т.к. тепло, отбираемое от стенок, не теряется, а возвращается с компонентом топлива в камеру сгорания. Недостаток проточного охлаждения состоит в его ограниченных возможностях.
Рис. 2. Схема процесса теплообмена в ЖРД при проточном охлаждении
Типичная схема протекания процесса теплообмена в ЖРД при проточном охлаждении представлена на рис. 2. На рис. 2 обозначено:
— температура продуктов сгорания в камере двигателя;
— температура стенки камеры со стороны горячих газов;
— температура стенки камеры со стороны охладителя;
— температура охладителя;
— толщина пограничного слоя со стороны газа;
|
|
— толщина пограничного слоя со стороны охладителя;
— толщина внутренней стенки камеры двигателя;
— зазор тракта охлаждения.
Суммарная плотность теплового потока от газов в стенки камеры двигателя складывается из двух плотностей тепловых потоков: конвективного и лучистого , т. е. . Через стенку тепло передается за счет процесса теплопроводности, который описывается уравнением:
,
где — коэффициент теплопроводности материала стенки.
Так как температура стенки камеры со стороны охладителя невелика, то лучистый тепловой поток в охладитель ничтожен. Поэтому принимают, что от стенки к охлаждающей жидкости тепло передается путем конвективного теплообмена. Плотность теплового потока от стенки к охладителю определяется выражением
,
где — коэффициент теплоотдачи от стенки к охладителю.
Применительно к теплоотдаче в охлаждающем тракте ЖРД при наличии высоких тепловых потоков для определения коэффициента , используется формула М. А. Михеева
,
где — коэффициент, учитывающий направление теплового потока и температурный напор;
— критерий Прандтля;
— комплекс, характеризующий физические свойства охладителя (индекс «х» означает, что свойства охладителя берутся при его средней температуре).
Охлаждающий тракт камеры — это совокупность каналов, которые образованы внутренней и наружной стенками, соединенными между собой ребрами или гофрами (рис. 3). Кроме обеспечения необходимой прочности внутренней стенки, оребрение увеличивает теплоотдачу в охладитель из-за увеличения поверхности, омываемой охладителем, и из-за включения в процесс теплоотдачи части наружной оболочки, присоединенной к теплопроводящим ребрам. Увеличение теплоотдачи в охладитель благодаря оребрению оценивается коэффициентом эффективности оребрения :
,
где — коэффициент теплоотдачи в охладитель от гладкой поверхности;
— условный эффективный коэффициент теплоотдачи от оребренной поверхности.
Рис. 3. Охлаждающий тракт камеры ЖРД с ребрами и гофрами
Коэффициент эффективности оребрения находится по формуле:
,
где
— толщина ребра (гофра);
а — расстояние между ребрами;
— высота ребра (гофра);
— коэффициент теплопроводности материала внутренней стенки.
Внутреннее охлаждение обеспечивает уменьшение теплового потока к элементам конструкции путем создания на их поверхности защитного (пристеночного) слоя жидкости или газа. Температура газа в пристеночном слое снижается за счет искусственного обогащения слоя одним из компонентов, который в этом случае и является охладителем. Часто таким компонентом является горючее, применение которого предпочтительнее, т. к. оно, как правило, не создает агрессивной среды.
Существует несколько разновидностей внутреннего охлаждения камеры. Наиболее распространены два способа: завесное охлаждение и внутреннее охлаждение, организуемое смесительной головкой. Последний способ применяется в изучаемом образце двигателя.
Привнутреннем охлаждении, организуемым смесительной головкой, избыток горючего для создания пристеночного слоя подается через форсунки, расположенные по периферии головки. При этом происходит смешение и сгорание компонентов топлива у стенки при коэффициенте избытка окислителя существенно меньше единицы (рис. 4) с образованием пристеночного слоя, который защищает стенку от высоких тепловых потоков. Преимуществом такой организации внутреннего охлаждения является простота создания пристеночного слоя без каких-либо усложнений конструкции камеры.
Рис. 4. Схема внутреннего охлаждения камеры ЖРД, организуемого смесительной головкой
Внутреннее охлаждение имеет недостаток: оно снижает удельный импульс тяги двигателя, т. к. определенная часть топлива в пристеночном слое сгорает при большом избытке одного из компонентов.
|
|