Судовые системы

Судовые системы ‑ это комплекс трубопроводов с арматурой, обслуживаю­щими их механизмами, цистернами, аппаратами, приборами и средствами управ­ления и контроля над ними. Обеспечивают:

- борьбу за непотопляемость — удаление воды из затопленных отсеков, при­ем или перекачивание водного балласта с целью спрямления поврежден­ного судна;

- борьбу с пожарами;

- поддержание необходимой температуры и влажности воздуха в жилых и служебных помещениях судна — условий обитаемости;

- подачу пресной и забортной воды для бытовых нужд экипажа;

- удаление грязной воды с судна;

- подачу сжатого воздуха;

- погрузочно-разгрузочные операции на наливных судах.

Судовые системы по назначению и выполняемой функции.

Трюмная группа:

- водоотливную ‑ для удаления масс воды из за­топленных отсеков после заделки пробоины, откачки фильтрационных (протекающих через неплотные со­единения) вод;

- осушительную ‑ для удаления трюмной воды, для осушения междудонных и бортовых отсеков;

- балластную ‑ для изменения крена, дифферента и осадки судна путем приема или осушения специальных отсеков или цистерн.

В противопожарную группу входят:

- стационарные системы пожаротушения мон­тируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые. Стационарные установки позволяют быст­ро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение;

- система водяного пожаротушения — основная система для защиты оборудуемая независимо от нали­чия других систем. Система трубопроводов состоит из основной магистрали с диаметром труб 100-150 мм и ответвлений диаметром 38-64 мм. Все участки водопожарной магистрали, проходящие по открытым палубам, должны иметь спускные краны для осушения магистрали на случай опасного понижения тем­пературы;

- спринклерные системы пожаротушения применяют на паромах и пассажир­ских судах для защиты жилых помещений, расположенных рядом с ними кори­доров и общественных помещений. Их назначение ‑ в ограничении распростра­нения пожара и снижении температуры в защищаемых помещениях, что дает возможность организовать надежную эвакуацию пассажиров и членов экипажа. Во всех защищаемых помещениях устанавливают достаточное число сприн­клеров ‑ специальных клапанов с плавкими вставками, обеспечивающими за­крытое положение клапанов. При повышении температуры в помещениях лег­коплавкая вставка выплавляется, клапан-спринклер открывается, и вода начи­нает разбрызгиваться по помещению. На судах обычно используют спринкле­ры, срабатывающие при температуре 60-75 °С;

- дренчерная система пожаротушения по компоновке магистралей и установке распылительных головок аналогична спринклерной. Трубопроводы в обычном состоянии не заполнены водой. При включении системы пускается насос и по­дает забортную воду в магистраль ко всем распылителям ‑ мелкораспыленная вода покрывает защищаемую площадь. Дренчерные установки пожаротушения применяют для орошения грузовой палубы судов с горизонтальной погрузкой и танкеров, трубопроводов и открытых поверхностей емкостей газовозов. При возникновении пожара дренчерная установка охлаждает металлические палубы и другие конструкции судна, препятствуя распространению пожара.

Система пенного пожаротушения при­меняется при пожарах в машинных помещениях и насосных отделениях. Все танкеры оборудуют па­лубными установками пенного пожаротушения. На судах рекомендованы установки воздушно-механическойпены.

Системами порошкового пожаротушения должны быть оборудованы все суда, перевозящие сжиженные газы наливом. На судне может быть несколько установок, смонтированных на салазках так, чтобы защищаемые ими площади пе­рекрывали друг друга.

Пена как огнетушащее средство обладает высоким изолирующим свойством и частично охлаждающим. При вводе в действие установки в смеситель начинают подавать воду и пенообразователь. Образующийся в смесителе пенный раствор по­ступает к очагу пожара. На выходе пенного раствора устанавливают воздушные эжекторы, в которых завершается процесс ценообразования вследствие подсоса воздуха.

Время действия установки зависит от запаса пенообразователя в цистерне. Когда весь пенообразователь израсходован и через выпускные отверстия начинает поступать вода, во избежание разрушения пены установку отключают. Важным условием ликвидации пожара является максимальная подача пены в течение первых 3 минут. Стационарные пожарные стволы пенотушения располагаются так, чтобы любая точка защищаемого помеще­ния была удалена не более чем на 9 м.

Система СО2-пожаротушения ис­пользуется для защиты грузовых, машин­ных и насосных помещений, кладовых, кам­буза. Стационарными установками СО2-пожаротушения оборудуют машинные и грузовые помещения судна. Установка СO2-пожаротушения машинных помещений вво­дится в действие, если ранее принятые меры не позволили локализовать пожар. По магистрали углекислый газ подается в жидкой фазе под давлением, на выходе рас­ширяется и в зону пожара подается плотный газ, эффективно вытесняющий кисло­род и понижающий его содержание в воздухе до 15% и ниже. Углекислый газ как огнетушащее средство нейтрален и не повреждает дорогостоящие грузы и меха­низмы.

Перед вводом в действие установки СO2-пожаротушения защищаемое поме­щение должно быть загерметизировано, за 20 секунд до момента подачи газа включается автоматический сигнал тревоги, одновременно с которым загорается световое таб­ло, предупреждающее людей об опасности. По сигналу тревоги все люди должны покинуть помещение. Старший механик обязан убедиться в эвакуации людей из машинного помещения. Без дыхательного аппарата опасно входить в помещение, куда был подан углекислый газ, даже на короткое время.

Санитарная группа включает системы следующих назначений:

- пресной воды — для подачи питьевой воды в пищеблоки, холодной и горячей к ваннам, душевым, прачечным, умывальникам и другим потребителям;

- забортной воды — в санитарные помещения и для мытья палуб;

- сточную ‑ для удаления грязной воды из ванн, умывальников, бань и пр.;

- фановую и фекальную ‑ для удаления фекальных вод из гальюнов;

- для сбора грязной воды из фановой и сточной систем в фекальные цистерны и сброса этих вод в специальное судно или за борт вне пределов территориальных вод;

- шпигатов ‑ для удаления воды с палуб, мостиков и др.

Группа кондиционирования воздуха для поддержания зимой и летом в по­мещениях заданных параметров воздуха: температуры, относительной влажности. Зимой подаваемый наружный воздух нагревается и увлажняется, а летом — охла­ждается и осушается при автоматическом регулировании. К этой группе относятся системы:

- электрического отопления;

- вентиляции ‑ для обмена воздуха в помещениях;

- аэрорефрижерации ‑ для поддержания в помещениях заданной температуры путем отвода теплого и подачи охлажденного воздуха;

- рефрижераторная ‑ для охлаждения провизионных камер и рефрижераторных трюмов.

Группа сжатого воздуха состоит из воздушных систем низкого, среднего и высокого давления, подающих воздух для работы судовых устройств или механиз­мов, для работы пневмоприводов, не имеющих собственных компрессоров.

Специальная группа систем для налив­ных судов:

- грузовой, производящей погрузочно-разгрузочные операции с жидкими грузами в танках наливных судов;

- зачисткой, обеспечивающей зачистку танков наливных судов от остатка груза, от­стоя и грязи;

- газоотводной, отводящей через предо­хранительные клапаны в атмосферу газы, выделяемые грузом в танках; подогрева вязких грузов — для подогрева грузов в танках при выдаче их с суд­на или при перегрузке между танками или цистернами;

- мойки танков ‑ для подачи пара или горячей воды в танки после их разгрузки для мытья и газобезопасной обработки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: