Власть — это определенные отношения, предполагающие наличие субъекта и объекта, особое волевое отношение субъекта к объекту. Это отношение состоит в побуждении к действию, которое объект должен совершить по: желанию субъекта. Именно такова трактовка власти М. Вебером, раскрывающим ее сущность через возможности какого-либо субъекта проводить свою волю в тех или иных социально-политических взаимодействиях. В таком же плане дал одно из самых простых и распространенных толкований власти американский политолог Г. Саймон: «А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В» Итак, самое общее представление о власти состоит в том, что это воля. Это принуждение или господство. (Когда речь идет о политической власти, то имеется в виду не индивидуальная, а общественная воля.) Вторая обобщенная ее характеристика в том, что власть — это взаимодействие двух сторон: субъекта и объекта, причем отношения здесь, как видим, имеют асимметричный характер: первый — принуждает, второй — подчиняется (повинуется).
|
|
Субъекты власти (их еще называют акторами) воплощают активное начало и подразделяются на первичные (индивиды), вторичные (политические организации), высшего уровня (народ, классы, государственные структуры), максимально высокого уровня (международные организации типа ООН, ЕС и т.п.). Р. Арон этот срез власти характеризует как микро-, мезо-, макро- и мегауровни. Чтобы властные отношения стали реальностью, субъект власти должен обладать определенными свойствами, среди которых важнейшие — воля к власти и компетентность. Объект как необходимый компонент власти должен обладать таким качеством, как подчинение. Масштаб «спектр» последнего может быть различен: от абсолютного подчинения (повиновение с радостью) до ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение властвующего, исходя, например, из принципа «лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях». В научной литературе существует разнообразные концепции власти, которые в своей совокупности довольно полно раскрывают это многоаспектное явление. Здесь прежде всего имеют значение работы М. Вебера, Н. Пулантзаса, Г. Морган-тау, Б. Рассела, Р. Арона, Т. Адорно, Г. Лассуэла, Т. Парсонса и многих других. Наиболее распространенными концепциями являются телеологические, бихевиористские, психологические, системные и реляционистские.
Телеологические (с точки зрения цели) определения власти характеризуют ее как способность достижения определенных целей, получения намеченных результатов. Б. Рассел говорил: «Власть может быть определена как реализация намеченных целей». Телеологические интерпретации власти рассматривают ее довольно широко: как отношения между людьми, так и взаимоотношения между человеком и окружающим миром. Говорят, например, о власти человека над природой. Однако последнее, как было сказано, скорее метафора, ибо в строгом понимании политическая власть реализуется в отношениях между людьми, имеющими волю и сознание.
|
|
Бихевиористские трактовки власти рассматривают ее как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Она выдвинута в 20—30~е годы группой ученых Чикагского университета с Ч. Мерриамом. Бихевиористская концепция имеет четко выраженный прикладной характер. В поле зрения бихевиористов попали скрытые, неформальные структуры власти в обществе: группы давления на правительство, пропагандистские центры и даже гантстерские группировки. Бихевиоризм уходит от политической «метафизики»; для него фундаментальной областью исследования становятся эмпирически достоверные факты политического поведения индивидов. Авторы концепции вычленяют явления политической жизни из естественно присущих человеку свойств, характеристик его жизненного поведения. Доминирующей чертой человека при этом объявлялось стремление к власти, что и определяло его политическую активность (поведение). В такой концепции власть — исходный пункт и конечная цель политического действия, а политический человек — это человек, стремящийся к власти.
Психологическая концепция власти базируется на работах 3. Фрейда, который, как известно, рассматривал психику человека как целостное образование, в котором прозрачные, проницаемые для сознания элементы (сознательные) сосуществуют с непрозрачными «силовыми», «энергетическими» элементами (безсознательные). Этот сложный характер психики и является своеобразной доминантой политической власти. Власть возникает как взаимодействие воли к власти одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» других. 3. Фрейд, например, считал, что в психике человека есть структуры, делающие его предрасположенным к рабству, к тому же, добавим вслед за Э. Фроммом, двоякою рода: когда человек предпочитает зависимость свободе, и когда он раб самого себя. «Рабство первого - рода» — зависимость вместо свободы, — связано с тем, что человек отдает предпочтение защищенности от других и покою перед личной свободой. «Рабство второго рода» — это рабство не в смысле утраты свободы, а в том, что человек является рабом самого себя — своих иллюзий, желания властвовать. Это своеобразный нарциссизм.
Системная (структуралистская) трактовка в отличие от бихевиористской, предполагающей идти к пониманию власти снизу вверх, от индивида к обществу, исходит из производности власти от социальной системы, а не индивидуальных отношений. Она видит во власти свойство системы, проявляющееся во взаимоотношениях частей и целого. Один из основателей системной теории общества Т. Парсонс определяет власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию коллективных целей. В системной, как и в бихевиористской концепции, можно выделить три подхода к пониманию власти. Первый трактует власть как свойство или атрибут макросистемы, то есть общества (макроуравень); второй — характеризует власть на уровне конкретных систем: группа, организация (мезоуровень).; третий отражает взаимодействие индивидов (микроуровень). В рамках первого подхода власть предстает «обобщенным посредником в политической системе. Т. Парсонс, которому принадлежит эта идея, сравнивал ее с деньгами, выступающими «обобщенным посредником экономического процесса». Он отмечал: «Мы можем определить власть как реальную способность единицы системы аккумулировать свои интересы». Согласно, трактовке Т. Парсонса власть может быть помещена в контекст любого вида отношений (экономических, политических, моральных и других). Второй уровень (мезо-уровень) в системной концепции рассматривает власть как феномен, соотнесенный с частными системами и подсистемами общества. Французский социолог М. Крозье, например, ограничивает власть рамками социальных институтов и организаций. Он подчеркивает связь отношений власти с организационными структурами. Это позволяет, по его мнению, рассматривать власть не только как отношение, ко и как «процесе, неразделимый с процессами организации». М. Крозье приходит к выводу о вечности отношений власти.
|
|
Третий уровень системной концепции политической власти (микроуровень), представленный М. Роджерсом и Т. Кларком, сосредотачивается на изучении акторов, действующих в специфической социальной системе. Подчеркивается большое значение ресурсов власти, каковыми, по мнению М. Роджерса, являются социальный статус, физическая привлекательность, харизма, собственность и т. д.
Реляционистская трактовка рассматривает власть как отношения между двумя партнерами, причем один из них оказывает определяющее влияние на другого. Это взаимодействие субъекта и объекта, причем субъект контролирует объект с помощью определенных средств. Здесь, как отмечалось выше, властные отношения выступают как асимметричные, где субъект и объект выполняют разные роли: субъект командует, объект исполняет. Некоторые авторы (например, К. Шмют в 30 — 50-х гг. XX в. и Ж. Фрёнд) рассматривают властные отношения по схеме «друг — враг», то есть как такую, что раскрывает конфликтный характер субъект-объектных отношений. Отношение «друг — враг» служит для названных авторов конститутивным признанием политических отношений, смыслом существования политики как автономной социальной сущности.
Политологи выделяют три основных варианта реляционистской концепции власти. Это.модели: «сопротивления», «обмена ресурсами» и «раздела зон влияния». Теория «сопротивления» исследует властные отношения, в которых субъект подавляет сопротивление объекта. Суть теории «обмена ресурсами в том, что она исходит из неравномерного распределения ресурсов в обществе. Располагающие большими ресурсами могут трансформировать их во власть, уступая часть тем, кто лишен их, в обмен на желаемое поведение, то есть на подчинение. Теория «раздела зон влияния» фиксирует внимание не столько на отдельных взаимодействиях индивидов, сколько на совокупности социальных интеракций. При этом подчеркивается момент изменяемости ролей участников интеракций. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются (субъект и объект меняются местами). Теория «раздела зон влияния» разработана Д. Ронгом, который был обеспокоен чрезмерным акцентированием внимания на асимметричности властных отношений, что, на его взгляд, приглушало реляционистский характер власти. Он высказал идею, что в каждом отдельном случае имеет место асимметрия (господство—подчинение), во всей же совокупности властных отношений и на протяжении определенного времени акторы меняются своими местами, так что субъект становится объектом, и наоборот.
|
|
4. Політичні режими: соціальна підтримка, методології порівняльного вивчення.
Общая характеристика демократических и недемократических режимов
Деление политических систем на демократические и недемократические широко распространено в современной политической науке и политической практике. В основу такой типологии положено использование двух критериев: характера политического режима и уровня развития гражданского общества. Понятие «политический режим» характеризует средства и методы осуществления политической власти. Политические режимы, опирающиеся преимущественно на такой метод осуществления политической власти, как насилие, считаются недемократическими. Демократический политический режим основывается на выявлении воли большинства путем голосования и в осуществлении этой воли опирается на закон.
Демократическая политическая система основывается на демократическом политическом режиме и развитом гражданском обществе. Государство ограничено гражданским обществом, передавая или деля с его институтами часть своих регулятивных функций в экономической, социальной и духовной сферах общественной жизни.
Недемократические политические системы часто обозначаются термином «автократия» (от rpeч. autokrateia— самовластие, самодержавие). Под автократией понимается неограниченная власть одного лица или группы лиц. С древности и вплоть до XX в. автократия была преобладающей формой осуществления политической власти. Тирания Древней Греции, диктатура и цезаристская империя в Древнем Риме, деспотия на Востоке, абсолютная монархия в средние века — вот лишь некоторые исторические формы автократии.
В XX в. автократические системы принято делить на авторитарные и тоталитарные. И те и другие основываются на недемократическом политическом режиме. Принципиальное различие между ними состоит в отношении к гражданскому обществу. Авторитарная политическая система (авторитаризм) характеризуется неограниченной властью одного человека (диктатора, монарха) или группы людей (политическая партия, военная хунта и т. п.), которая запрещает и подавляет всякую деятельность, угрожающую ее позициям. Безжалостная (или весьма жестокая) по отношению к своим противникам, авторитарная система достаточно нейтрально относится к деятельности, не угрожающей ее правлению. Государство, как правило, не вмешивается в частную жизнь человека; гражданское общество или отдельные его институты сохраняют относительную автономию.
В отличие от авторитаризма тоталитарная политическая система стремится к контролю над всеми сферами общественной жизни, вмешивается в частную жизнь человека. Авторитаризм требует послушания, тоталитаризм — покорности и поклонения. Характерная черта тоталитарной системы — идеологический контроль. Общественный институт, осуществляющий идеологический контроль (политическая партия, церковь и т.п.) подчиняет себе государственные структуры, общественные организации, средства массовой информации. Тоталитаризм — специфический феномен XX в., так как только технологические возможности индустриального общества позволили осуществить эффективный политический и идеологический контроль над всеми сферами жизни общества. Основные критерии демократии.
1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенной власти народа.
2. Периодическая выборность основных органов государства.
3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие ассоциации для выражения воли граждан, свободу мнений право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.