(Н.М. Крылова, В.Т. Иванова)
Программа «Детский сад – дом радости» начала разрабатываться 25 лет назад. Проанализировав и обобщив материалы многочисленных научных исследований, передовой педагогический опыт руководства развитием дошкольников в разных видах деятельности, авторы задались целью на основе интеграции, комплексного подхода построить целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе.
Основная цель данной педагогической системы – содействие всестороннему воспитанию и развитию индивидуальности каждого участника педагогического процесса через умелую организацию всей жизни и деятельности ребенка и его наставников (педагогов и родителей); построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении; преодоление межпредметной и междеятельностной раздробленности различных направлений воспитательно-образовательной работы с детьми на основе обобщения, систематизации и интеграции различных научных знаний и передового педагогического опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования.
|
|
Специфика данной программы заключается в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда – план-сценарий, определяющий с 6 до 20 часов методику работы как с группой, так и с подгруппой, а главное – с каждым из воспитанников группы по всем направлениям педагогического процесса. Обеспечивая воспитателя такой разработкой, авторы программы стремились направить физические силы, «мозговую энергию» воспитателя на осуществление «режиссерского» решения поставленных перед ним задач – воспитать индивидуальность, неповторимую личность.
Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется программе развития тех видов деятельности, которые могут выполняться самостоятельно: самообслуживание, некоторые виды хозяйственно-бытового труда, игры, продуктивная деятельность, изобразительная деятельность, речевая деятельность, общение.
Методы, которые используются в работе, – это стимуляция и мотивация деятельности; организационно-практические методы и методы контроля и самоконтроля эффективности деятельности.
Воспитание обеспечивается такими методическими средствами, которые позволяют ребенку удовлетворить важнейшие человеческие потребности: самоутверждение, познание, общение, игра.
Обучение строится как инновационное, интегрирующее эмоциональную, познавательную и волевую стороны учебной деятельности.
Образование определяется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» и предполагает усвоение определенной системы знаний об окружающем, развитие познавательных психических процессов.
|
|
Ведущей формой самовоспитания авторы считают игру. Она занимает центральное место в жизни детского сада – дома радости, так как именно в ее процессе формируется самосознание личности.
Индивидуальная работа в программе ценится значительно выше, чем занятия.
Содержательный и методический материал представлен в пособии для воспитателя в виде своеобразного плана-сценария, в котором работа над развитием игровой, как и других видов деятельности, показана шаг за шагом на конкретном содержательном материале. В нем учитывается сезонное своеобразие различных периодов года, а также подготовка и проведение праздников.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2