Программа «ИСТОКИ»

(Л.А. Парамонова, Т.Н. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)

По заказу Московского комитета образования центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца в 1997 году была разработана программа «Истоки». Она является комплексной региональной программой.

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ – «источник» – означает, что ребенок и взрослый оба черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Программа основана на достижениях отечественной и мировой психологической науки и данных современных исследований развития ребенка.

Ее цель – разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет.

В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа (стадии) детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий – младенческий возраст (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий – младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет).

В каждом психологическом возрасте есть главное – генетическая задача развития, предопределяющая тип ведущей деятельности, в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. В программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

В программе поставлены задачи развития ребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям: социальной, познавательной, эстетической и физической.

Вся программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие четыре компонента:

– характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности (обозначены знаком «солнышко»);

– задачи развития («цветок»);

– показатели развития («яблоко»);

– базисные характеристики личности («детское личико»).

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержания и условия педагогической работы».

В программу введены такие новые разделы, как «Здоровье», «Речь и общение», «Грамота».

В приложении даны факультативы:

1. «Обучение второму языку»;

2. «Компьютер в дошкольном учреждении»;

3. «Мир природы в городе и ребенок».

В 2001 году вышло второе издание программы, исправленное и дополненное. Исправления и дополнения сделаны на основе обобщения результатов апробации программы на практике.

Программа второго издания имеет новое внешнее оформление. Содержание программы также с исправлениями и дополнениями. Базисную часть составляют прежние компоненты. Соответствующие знаки данных компонентов, которые были в прежней программе, – «цветок», «солнышко», «яблоко», «детское личико» – отсутствуют. Внесены отдельные изменения в базисную часть. «Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы. Раздел «Грамота» переименован на раздел «Начало грамоты» и стал входить в общий раздел «Познавательное развитие».

Приобрели новую направленность и более традиционные разделы.

Так, основная цель раздела, связанного с ознакомлением старших дошкольников с окружающим, – «Мир, в котором мы живем» – сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране. Этот раздел во втором издании вобрал в себя содержание другого – «Культура быта».

В основе ознакомления детей с живой и неживой природой («Природа и ребенок») лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания.

Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования основ чтения, письма и счета в условиях организации особой общности детей – группы ровесников. Больше внимания уделено дошкольной специфике в работе с детьми.

Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах программы, как «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

Приложение программы дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации».

В программе имеется список методических пособий.

Программа рекомендована Московским комитетом образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: