(О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина)
Предлагаемая программа актуальна для всех видов дошкольных образовательных учреждений и может эффективно дополнять любую программу дошкольного образования.
Она направлена на формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка, помогает также решить и комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, а также уверенности в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят следующие разделы:
– «Уверенность в себе»;
– «Чувства, желания, взгляды»;
– «Социальные навыки».
Раздел «Уверенность в себе» способствует развитию у ребенка осознания своих характерных особенностей и предпочтений, уникальности и неповторимости своих возможностей. Задача педагога на этом этапе – помочь ребенку поверить в свои собственные силы, поддержать его, использовать в целях достижения успеха различные жизненные и игровые ситуации.
|
|
Раздел «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства, переживания, а также понимать эмоциональное состояние других детей.
Раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это формирование коммуникативных навыков поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей из новой развивающей серии «Маленький человек и большой мир».
Образовательное содержание программы может также включаться в контекст занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим, по изобразительной деятельности и ручному труду, в музыкальных и физкультурных занятиях, а также использоваться в ходе организации индивидуальной и групповой работы с детьми в течение дня, при проведении сюжетно-ролевых и других игр.
Программа прошла широкую апробацию в условиях работы дошкольных образовательных учреждений России.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.