| № п/п | Новые понятия | Содержание |
| Автодидактизм | дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог | |
| Внимание | направленность человека на определенные события и явления действительности, особое сосредоточение на них | |
| Гуманизация образования | усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами | |
| Гуманизм | совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил | |
| Дошкольное детство | период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет) | |
| Дошкольная педагогика | наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу) | |
| Идентификация игры | отождествление игры с забавой, когда ребенок воспринимается взрослым как недостаточно развитой | |
| Комплексные (общеразвивающие) программы | сосредоточены на формировании у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества | |
| Конвенция (от лат. conventio) | договор, соглашение | |
| Мышление | процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности | |
| Настроение | устойчивое, сравнительно продолжительное, но слабо выраженное психическое состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида | |
| Образование | целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства | |
| Образовательный государственный стандарт | обязательный уровень усвоения программ, рекомендованных органами образования для образовательных учреждений | |
| Общение | обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией посредством слов и других знаковых систем, в результате которого формируются отношения | |
| Основные задачи дошкольного образовательного учреждения | охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка | |
| Память | форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта | |
| Педагогическая технология | совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития | |
| Педагогический процесс | целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях образовательной системы | |
| Педология | комплексная наука о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. | |
| Преамбула | вводная часть к законодательному акту | |
| Режим | твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка | |
| Речь | процесс общения посредством языка | |
| Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей | |
| Сенсорное воспитание | целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий | |
| Сенсорный Монтессори-материал | система предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами | |
| Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение) | множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство | |
| Система народного образования | совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления целенаправленного обучения и воспитания населения каждой отдельной страны | |
| Содержание образования | система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических возможностей детей, подготавливает их к активному участию в жизнедеятельности | |
| Специализированные (парциальные) программы | включают одно или несколько направлений развития ребенка | |
| Умственная отсталость | стойкое нарушение познавательной деятельности на основе органического поражения головного мозга | |
| Устав | документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ | |
| Фетишизация игры | восприятие взрослыми игры как единственной и главной формы жизни ребенка | |
| Цель дошкольного образования | всестороннее общее развитие ребенка, определяемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека | |
| Эвритмия | особый вид художественных занятий, построенных на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике | |
| Эгоцентризм | неспособность ребенка сосредотачиваться на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению | |
| Эмпатия | сопереживание, способность понимания психических состояний других людей | |
| Язык | система знаков, опосредующих психическую деятельность, а также средство человеческого общения, реализуемое в речи |






