№
п/п
| Новые понятия
| Содержание
|
|
|
|
| Автодидактизм
| дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог
|
| Внимание
| направленность человека на определенные события и явления действительности, особое сосредоточение на них
|
| Гуманизация образования
| усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами
|
| Гуманизм
| совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил
|
| Дошкольное детство
| период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2–3 лет) до момента систематического обучения (6–7 лет)
|
| Дошкольная педагогика
| наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу)
|
| Идентификация игры
| отождествление игры с забавой, когда ребенок воспринимается взрослым как недостаточно развитой
|
| Комплексные (общеразвивающие) программы
| сосредоточены на формировании у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества
|
| Конвенция
(от лат. conventio)
| договор, соглашение
|
| Мышление
| процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности
|
| Настроение
| устойчивое, сравнительно продолжительное, но слабо выраженное психическое состояние, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида
|
| Образование
| целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства
|
| Образовательный государственный стандарт
| обязательный уровень усвоения программ, рекомендованных органами образования для образовательных учреждений
|
| Общение
| обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией посредством слов и других знаковых систем, в результате которого формируются отношения
|
| Основные задачи дошкольного образовательного учреждения
| охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка
|
| Память
| форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта
|
| Педагогическая технология
| совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития
|
| Педагогический процесс
| целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях образовательной системы
|
| Педология
| комплексная наука о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов: психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др.
|
| Преамбула
| вводная часть к законодательному акту
|
| Режим
| твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок жизни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка
|
| Речь
| процесс общения посредством языка
|
| Самооценка
| оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей
|
| Сенсорное воспитание
| целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий
|
| Сенсорный Монтессори-материал
| система предметов, упорядоченных в соответствии с их физическими свойствами
|
| Система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединение)
| множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство
|
| Система народного образования
| совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления целенаправленного обучения и воспитания населения каждой отдельной страны
|
| Содержание образования
| система знаний, навыков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических возможностей детей, подготавливает их к активному участию в жизнедеятельности
|
| Специализированные (парциальные) программы
| включают одно или несколько направлений развития ребенка
|
| Умственная отсталость
| стойкое нарушение познавательной деятельности на основе органического поражения головного мозга
|
| Устав
| документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ
|
| Фетишизация игры
| восприятие взрослыми игры как единственной и главной формы жизни ребенка
|
| Цель дошкольного образования
| всестороннее общее развитие ребенка, определяемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возрастными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека
|
| Эвритмия
| особый вид художественных занятий, построенных на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике
|
| Эгоцентризм
| неспособность ребенка сосредотачиваться на собственных интересах, изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению
|
| Эмпатия
| сопереживание, способность понимания психических состояний других людей
|
| Язык
| система знаков, опосредующих психическую деятельность, а также средство человеческого общения, реализуемое в речи
|