Дидактические материалы для студентов 3 БАК
Методические рекомендации при изучении дисциплины Логопедия.
Содержание практических занятий
Май-июнь 2015
Тема № 1: Характеристика нарушений темпо-ритмической стороны речи. 26. 05.14 28.05
Дидактические единицы: заикание, история, статистика, терминология, определение, классификация, дифференциальная диагностика.
Тема практического занятия №1: Характеристика заикания.
Вопросы (содержание):
1. Исторический обзор развития учений о заикании (реферативное выступление).
2. Раскройте «предрасполагающие» причины возникновения заикания.
3. Раскройте «вызывающие» причины возникновения заикания.
4. Современные представления о механизмах заикания.
5. Симптоматика заикания (физическая).
6. Симптоматика заикания (психологическая).
7. Подходы к классификации заикания.
10. Дайте сравнительную медико-психолого-педагогическую характеристику невротического и неврозоподобного заикания (параметры сопоставления установите самостоятельно).
11. Сравните запинки судорожного и несудорожного характера (параметры сравнения установите самостоятельно)
12. Характеристика тахилалии.
13. Характеристика брадилалии.
14. Дифференциальная диагностика нарушений темпа-ритмической речи
Формы контроля выполнения работы: ответ на семинарском занятии, решение кроссворда, выполнение самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы:
1. Ознакомьтесь с литературными источниками по циклу «Нарушения темпо-ритмической стороны речи», полученную информацию используйте в работе при подготовке к занятиям.
2. Составьте краткий реферат раздела «Заикание», составитель Г.А. Волкова в книге Хрестоматия по логопедии. / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1997. – Т. 2. Полученную информацию используйте в работе над циклом «Заикание». Подготовьте реферативное сообщение «История развития взглядов на проблему заикания» (по желанию)
3. Уточните/выпишите/ из словаря определения понятий: темп речи, ритм речи, тахилалия, брадилалия, полтерн, баттаризм, клаттеринг -синдром, логоневроз, заикание
4. Подготовьте конспект «Заикание и дизонтогенез» Волкова Г.А. в «Хрестоматии по логопедии» том 2.
5. Конспект: В.И. Селивёрстов «Психологические особенности заикающихся», журнал «Дефектология» №4/1994
6. Дайте сравнительную характеристику невротического и неврозоподобного заикания. Вывод оформите в таблицу:
Параметр сравнения | Невротическое заикание | Неврозоподобное заикание |
Анамнез | ||
Физическая симптоматика | ||
Психологическая симптоматика | ||
Коррекционный прогноз |
7. Составьте кроссворд по циклу «Заикание» от базового слова, обозначающего – непроизвольное сокращение мышц, крайнее их напряжение (работа в малой творческой группе 3 человека). К 26.05.15
8. «Известные «заики»» (используя ресурс Интернета и др. информационные источники приведите примеры известных/популярных имен, которые имели(ют) заикание).
9. Подготовьте мультимедийную презентацию выступления на семинарском занятии (рекомендательно)
Тема 2: Обследование лиц с заиканием. 28.05.15
Дидактические единицы: обследование, профилактика, социальная адаптация.
Тема практического (семинарского) занятия №2: Обследование детей с заиканием.
Вопросы (содержание):
1. Общие вопросы логопедического обследования заикающихся (задачи, принципы (раскрыть кроме принципа комплексности), направления).
2. Раскройте междисциплинарный подход в обследовании заикающегося, покажите роль каждого специалиста.
3. Цель и содержание беседы с родителями ребёнка с заиканием.
4. Цель и содержание беседы с ребенком с заиканием.
5. Технология логопедического обследования заикающихся дошкольников и младших школьников.
6. Логопедическое заключение – аналитическое суждение логопеда о речевом нарушении (на примере заикания).
7. Понятие «рецидив», причины рецидивов заикания.
8. Профилактика заикания (виды, средства, содержание).
Задания для самостоятельной работы:
1.. Составьте систему заданий и вопросов к заикающемуся, направленных на:
- выявление речевых судорог и их характеристик (место, тип, частота);
- определение сформированности речевого дыхания;
- выявление отношения заикающегося к своему дефекту и межличностным отношениям.
1. Определите конкретные задачи беседы с родителями при обследовании ребёнка с заиканием. Разработайте вопросник для родителей, с указанием для чего служит каждый вопрос, оформите в виде таблицы:
ВОПРОС | ПАРАМЕТР ОЦЕНКИ |
2. Оформите логопедическую карту и сформулируйте логопедическое заключение по итогам логопедического обследования ребёнка с заиканием.
3.Разработайте рекомендации по профилактике заикания в разные возрастные периоды
4.Подготовьте мультимедийную презентацию выступления на семинарском занятии (рекомендательно).