Тема практического занятия №1: Характеристика заикания

Дидактические материалы для студентов 3 БАК

Методические рекомендации при изучении дисциплины Логопедия.

Содержание практических занятий

Май-июнь 2015

Тема № 1: Характеристика нарушений темпо-ритмической стороны речи. 26. 05.14 28.05

Дидактические единицы: заикание, история, статистика, терминология, определение, классификация, дифференциальная диагностика.

Тема практического занятия №1: Характеристика заикания.

Вопросы (содержание):

1. Исторический обзор развития учений о заикании (реферативное выступление).

2. Раскройте «предрасполагающие» причины возникновения заикания.

3. Раскройте «вызывающие» причины возникновения заикания.

4. Современные представления о механизмах заикания.

5. Симптоматика заикания (физическая).

6. Симптоматика заикания (психологическая).

7. Подходы к классификации заикания.

10. Дайте сравнительную медико-психолого-педагогическую характеристику невротического и неврозоподобного заикания (параметры сопоставления установите самостоятельно).

11. Сравните запинки судорожного и несудорожного характера (параметры сравнения установите самостоятельно)

12. Характеристика тахилалии.

13. Характеристика брадилалии.

14. Дифференциальная диагностика нарушений темпа-ритмической речи

Формы контроля выполнения работы: ответ на семинарском занятии, решение кроссворда, выполнение самостоятельной работы

Задания для самостоятельной работы:

1. Ознакомьтесь с литературными источниками по циклу «Нарушения темпо-ритмической стороны речи», полученную информацию используйте в работе при подготовке к занятиям.

2. Составьте краткий реферат раздела «Заикание», составитель Г.А. Волкова в книге Хрестоматия по логопедии. / Под ред. В.И. Селивёрстова. – М., 1997. – Т. 2. Полученную информацию используйте в работе над циклом «Заикание». Подготовьте реферативное сообщение «История развития взглядов на проблему заикания» (по желанию)

3. Уточните/выпишите/ из словаря определения понятий: темп речи, ритм речи, тахилалия, брадилалия, полтерн, баттаризм, клаттеринг -синдром, логоневроз, заикание

4. Подготовьте конспект «Заикание и дизонтогенез» Волкова Г.А. в «Хрестоматии по логопедии» том 2.

5. Конспект: В.И. Селивёрстов «Психологические особенности заикающихся», журнал «Дефектология» №4/1994

6. Дайте сравнительную характеристику невротического и неврозоподобного заикания. Вывод оформите в таблицу:

Параметр сравнения Невротическое заикание Неврозоподобное заикание
Анамнез    
Физическая симптоматика    
Психологическая симптоматика    
Коррекционный прогноз    

7. Составьте кроссворд по циклу «Заикание» от базового слова, обозначающего – непроизвольное сокращение мышц, крайнее их напряжение (работа в малой творческой группе 3 человека). К 26.05.15

8. «Известные «заики»» (используя ресурс Интернета и др. информационные источники приведите примеры известных/популярных имен, которые имели(ют) заикание).

9. Подготовьте мультимедийную презентацию выступления на семинарском занятии (рекомендательно)

Тема 2: Обследование лиц с заиканием. 28.05.15

Дидактические единицы: обследование, профилактика, социальная адаптация.

Тема практического (семинарского) занятия №2: Обследование детей с заиканием.

Вопросы (содержание):

1. Общие вопросы логопедического обследования заикающихся (задачи, принципы (раскрыть кроме принципа комплексности), направления).

2. Раскройте междисциплинарный подход в обследовании заикающегося, покажите роль каждого специалиста.

3. Цель и содержание беседы с родителями ребёнка с заиканием.

4. Цель и содержание беседы с ребенком с заиканием.

5. Технология логопедического обследования заикающихся дошкольников и младших школьников.

6. Логопедическое заключение – аналитическое суждение логопеда о речевом нарушении (на примере заикания).

7. Понятие «рецидив», причины рецидивов заикания.

8. Профилактика заикания (виды, средства, содержание).

Задания для самостоятельной работы:

1.. Составьте систему заданий и вопросов к заикающемуся, направленных на:

- выявление речевых судорог и их характеристик (место, тип, частота);

- определение сформированности речевого дыхания;

- выявление отношения заикающегося к своему дефекту и межличностным отношениям.

1. Определите конкретные задачи беседы с родителями при обследовании ребёнка с заиканием. Разработайте вопросник для родителей, с указанием для чего служит каждый вопрос, оформите в виде таблицы:

ВОПРОС ПАРАМЕТР ОЦЕНКИ

2. Оформите логопедическую карту и сформулируйте логопедическое заключение по итогам логопедического обследования ребёнка с заиканием.

3.Разработайте рекомендации по профилактике заикания в разные возрастные периоды

4.Подготовьте мультимедийную презентацию выступления на семинарском занятии (рекомендательно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow