Введение. Общие методические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях

Общие методические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях

Выполнила: студентка з/о

Курса 31 группы

Данилина Ирина.

Введение

Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении. Обучение связной речи одновременно является и целью и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств таких, как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи. Участвует в различных видах детского творчества.

Как отмечает О. С. Ушакова, связная речь – это речь, которая требует связности, целостности, которые связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленности, логики изложения, структурой, а также организацией языковых средств.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения.

Согласно исследованиям Л. С. Выготского связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.

Следствием связной речи является текст - словесно выраженный продукт речевой - мыслительной деятельности человека, которому свойственна завершенность, структурная целостность, определенная целеустремленность и прагматическая установка.

Исследования Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и др. показывают, что у детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Словарь достигает до 4000 слов, эти слова легко включаются речь, ребенок может строить сложные грамматические конструкции. Возникает частое употребление простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. На вопросы старшие дошкольники отвечают достаточно четкими, краткими или же развернутыми ответами. Могут довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказ. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце и помощи взрослого.

В старшем дошкольном возрасте ярко проявляется процесс дифференциации и интеграции речи в системе познавательных функций. Речь становится отдельным и регулируемым интеллектуальным процессом, свидетельством чего является формирование самоценной речевой деятельности, прямо не связанной с практическими действиями. Ребенок включается в беседы на внеситуативные темы (например, широкого познавательного содержания; относительно моральных качеств,,, оценки поступков героев сказок или рассказов, самостоятельно составляет рассказы, сказки, стишки. Такой уровень речи требует специальной работы взрослого по развитию связной речи. Таким образом, теоретический анализ позволил сделать выводы об особенностях развития речи в дошкольном возрасте:

- Происходит усвоение всех сторон речи, формируются ее новые формы и совершенствуются функции речи;

- Ребенок полностью овладевает фонемным составом речи, правильно слышит и произносит звуки;

- Активно расширяется лексика ребенка при опоре на ее чувственный и практический опыт;

- Усвоение грамматики заключается в овладении парадигмой форм существительных и глаголов, опирается на выделение морфемного состава слова;

- Развивается познавательное отношение к языку (ребенок познает законы родного языка в процессе словесного экспериментирования);

- Формируются новые формы речи - контекстная и объяснительная, составляющие основу связной речи ребенка;

- Развивается регулирующая (сознательное выполнение инструкций взрослого, появление самоинструкций) планирующая (опережает практическое действие) функции речи;

- Речь интегрируется и дифференцируется с другими интеллектуальными процессами.

Становление связной речи является актуальной задачей на рубеже подготовки детей к школьному обучению. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Процесс развития связной речи ребенка требует постоянного педагогического руководства. Без овладения речью, а точнее, связной речью, невозможно дальнейшее развитие и образование ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: