Задание 1. Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста

Цель: выявить понимание темы и выделение основных структурных частей текста, определение названия текста.

Методика выполнения.

Детям (индивидуально) предлагается прослушать рассказ. Рассказ подбирается небольшой по объему, с четко выраженной композицией (например, отрывок из рассказа М.М. Пришвина «Еж» или рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка»). Название рассказа при чтении не дается.

После чтения перед детьми ставятся вопросы:

1. О чем говорится в рассказе?

2. О чем говорится в начале рассказа?

3. О чем говорится в середине рассказа?

4. Чем закончился рассказ?

5. Как можно назвать этот рассказ?

Ответы детей дословно фиксируются. При анализе ответов детей на 1-й вопрос необходимо обратить внимание на характер высказываний, их точность и обобщенность.

1. Ребенок говорит, что рассказ «Первая рыбка» Е. Пермяка «о рыбалке, о том, как мальчик поймал первую рыбку». Этот ответ свидетельствует о высоком уровне понимания темы литературного текста и четком ее выражении.

2. Если дети фактически начинают пересказывать текст, то это уже другой, средний уровень.

3. Если дети не отвечают на вопрос или отвечают не по существу темы, то такие ответы следует отнести к низкому уровню. Данные ответов можно представить в таблице 1.

Таблица 1

Группа Время проведения Кол-во детей Характер определения темы
1.     обобщенно распространенно Не определяет
2.          

В таблицу 2 заносятся данные первого обследования детей и данные обследования после обучения этому умению.

При анализе ответов детей на 2, 3, 4-й вопросы необходимо обращать внимание на умение обобщенно представлять структурные части текста, умение выделить тему, микротемы той или иной части и увидеть, насколько дети видят границы структурных частей текста.

Таблица 2

Кол-во детей Начало Середина Конец
  обобщенно Нерасчл. Нач. и серед. пересказ Не определено начало обобщенно Не расчл. Начал. и серед. Не выделяет серед. обобщенно пересказ
                   

Последний вопрос позволяет определить, насколько точно дети дают название рассказу. Название, данное ребенком, будет свидетельствовать о прямой зависимости между умением определять тему литературного произведения и умением озаглавливать его (табл. 3).

Таблица 3

Время проведения Кол-во детей Соотносят тему и название (правильно озаглавливают) Не озаглавливают
       

Задание 2.

Цель: выяснить последовательность передачи структуры текста, полноту содержания всего текста и отдельных его частей, выяснить, как дети используют связи, данные в тексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: