Витамины – группа органических соединений с низким молекулярным весом, необходимые в малых количествах для поддержания нормального клеточного метаболизма и трансформации энергии

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства социального развития и здравоохранения РФ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

ВИТАМИНЫ И ИХ ДИСБАЛАНС

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ

ВЛАДИКАВКАЗ 2011 г.

Авторы:

А.Р. Кусова – зав. кафедрой общей гигиены профессор докт.мед.наук

З.А. Перисаева – старший лаборант

Рецензенты:

З.Р. Аликова – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения докт.мед.наук.

Л.З. Болиева – зав. кафедрой общей фармакологии профессор докт.мед.наук.

Утверждено ЦКУМС ГБОУ ВПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» Министерства социального развития и здравоохранения РФ

28 июня 2011 г. Протокол № 4

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: ознакомить студентов с биологической ролью витаминов; клиническими проявлениями витаминной недостаточности и их алиментарной профилактикой.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· биологическую роль витаминов;

· основные причины развития гипо- и авитаминозов;

· клинические проявления недостаточности жиро - и водорастворимых витаминов;

· профилактику гиповитаминозных состояний.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· анализировать адекватность питания по потреблению витаминов;

· диагностировать проявления гипо - и авитаминозных состояний;

· владеть основами профилактики витаминной недостаточности;

· оценивать продукты с точки зрения их витаминной ценности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Оcновная литература:

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. гигиена и основы экологии человека. М., 2004.

2. Румянцев Г.И. гигиена XXI век., М., 2005.

3. Лакшин А.М., Катаева В.А. Общая гигиена с основами экологии человека. М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М. 2006.

2. Катаева В.А., Лакшин А. М. Руководство к лабораторным, практическим и самостоятельным занятиям по гигиене и основам экологии человека. М.,2005.

ВВЕДЕНИЕ

В 1880 г. Н.Н. Лунин показал, что естественные пищевые продукты содержат дополнительные, еще не известные факторы питания. Именно это положение легло в основу создания теории витаминов.

Витамины – группа органических соединений с низким молекулярным весом, необходимые в малых количествах для поддержания нормального клеточного метаболизма и трансформации энергии.

Витамины совершенно необходимы для всех жизненных процессов и биологически активны уже в малых количествах.

Витамины имеют следующие общебиологические свойства.

1. Биосинтез витаминов происходит в основном вне организма человека. Эндогенный биосинтез некоторых из них, осуществленный кишечной микрофлорой, не в состоянии покрыть потребность организма, поэтому человек получает их извне, с пищей.

2. Витамины не являются пластическим материалом и не служат источником энергии.

3. Потребность организма в витаминах зависит от характера работы, возраста, физиологического состояния, условий жизни и др. факторов.

4. При поступлении в организм витамины оказывают влияние на биохимические процессы, протекающие в различных тканях и органах.

5. Недостаточное поступление в организм отдельных витаминов или нарушение их усвоения ведет к развитию патологических процессов в виде

специфических гипо- и авитаминозов. 6. В повышенных дозах витамины используются в лечебных целях качестве мощных неспецифических фармацевтических средств.


ГИПОВИТАМИНОЗЫ, АВИТАМИНОЗЫ, ГИПЕРВИТАМИНОЗЫ.

Недостаточное поступление того или иного витамина с пищей ведет к его дефициту в организме и развитию соответствующей болезни витаминной недостаточности.

Обычно различают две степени витаминной недостаточности: авитаминоз и гиповитаминоз. Под авитаминозом понимают глубокий дефицит того или иного витамина с развернутой клинической картиной болезненного состояния недостаточности: при дефиците витамина С – цинга, витамина D – рахит, витамина В1 – болезнь бери-бери, витамина РР – пеллагра, витамина В12 – пернициозная анемия.

К гиповитаминозам относят состояния умеренного дефицита со стертыми неспецифическими проявлениями, такими, как потеря аппетита, быстрая утомляемость, раздраженность, и отдельными микросимптомами: кровоточивость десен, гнойничковые заболевания кожи, ломкость волос и т.п. Наряду с дефицитом какого-то одного витамина, часто встречаются полигиповитаминозы, при которых организм испытывает недостаток нескольких витаминов. Однако и в этих условиях недостаточность одного из витаминов, как правило, является ведущей, а остальные - сопутствующими. Основная причина гипо- и авитаминозов – недостаточное поступление витаминов с пищей. В таких случаях гипо- и авитаминозы называют первичными, или экзогенными.

Дефицит витаминов может возникать при их достаточном поступлении с пищевыми продуктами. В данном случае недостаточность развивается вследствие нарушения их утилизации в организме или при резком повышении потребности в витаминах. Такие гипо- и авитаминозы носят название вторичных, или эндогенных. Особую группу подобных состояний составляют врожденные, генетически обусловленные нарушения обмена и функции витаминов. Прием ряда витаминов в дозах, существенно превышающих физиологическую потребность, может давать нежелательные побочные эффекты, а в ряде случаев вести к серьезным патологическим расстройствам, обозначаемым как гипервитаминоз. Особенно опасны в этом отношении жирорастворимые витамины А и D.

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИЧИНЫ ГИПО - И АВИТАМИНОЗОВ.

1. Недостаточное поступление витаминов с пищей:

- низкое содержание витаминов в рационе;

- потеря и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их хранения и нерациональной кулинарной обработки;

- анорексия (потеря аппетита);

- присутствие витаминов в некоторых продуктах в трудно утилизируемой форме.

2. Угнетение кишечной микрофлоры, продуцирующей витамины:

- болезни желудочно-кишечного тракта;

- последствия химиотерапии (дисбактериозы).

3. Нарушения ассимиляции витаминов:

- нарушения всасывания витаминов в ЖКТ при заболеваниях желудка, кишечника и т.д.;

- утилизация или расщепление поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой;

- нарушение обмена витаминов и образование их биологически активных (коферментных) форм при различных заболеваниях, действии токсических и инфекционных агентов, химиотерапии и ряда лекарственных препаратов.

4. Повышенная потребность в витаминах:

- особые физиологические состояния организма (интенсивный рост, беременность, лактация);

- интенсивная физическая нагрузка;

- значительная нервно-психическая нагрузка;

- воздействие вредных факторов производства и окружающей среды;

- особые климатические условия, в частности условия Крайнего Севера;

- инфекционные заболевания и интоксикации;

- заболевания внутренних органов и эндокринных желез;

5. Врожденные нарушения обмена и функции витаминов:.

- врожденные нарушения всасывания в кишечнике;

- врожденные нарушения транспорта витаминов кровью и через клеточные мембраны;

- врожденные нарушения биосинтеза витаминов (никотиновой кислоты);

- врожденные нарушения превращения витаминов в коферментные формы, простетические группы и активные метаболиты;

- усиление катаболизма витаминов;

- врожденные нарушения реабсорбции витаминов в почках;

- увеличение потребности организма в том или ином витамине вследствие структурных или метаболических нарушений, не связанных непосредственно с обменом данного витамина.

В настоящее время известно несколько десятков витаминов, но в лечебной практике используются из них лишь 20.

Классически витамины классифицируют на:

- водорастворимые - С, Р, В1, В2, В6, В12, РР, В9, Н;

- жирорастворимы - А, D, Е, К;

- витаминоподобные соединения - холин, инозит, липоевая кислота, карнитин, оротовая кислота, биофлавоноиды, парааминобензойная кислота и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: