В общем, на рабочем месте (gemba) необходимо руководить следующими категориями:
• Производительность
• Снижение затрат, включая сокращение времени работы (kosu)
• Безопасность
• Обучение персонала
• Мероприятия концепции решения проблем (kaizen)
• Пять "С" (5 S)
• Усовершенствование навыков и умений рабочего персонала
• Качество
• Остановка линии
Как уже было упомянуто выше, компания "ТАМ" разработала должностные инструкции, описывающие обязанности и уровни ответственности управляющих рабочего места (gemba). Работа всех управляющих делится на две части: 1) их ежедневные действия и 2) особые действия, за которые они несут ответственность. Список ежедневных действий содержит подробное описание рабочего дня управляющего, пункт за пунктом. Управляющий несет ответственность за следующие категории:
• Производство
• Затраты
• Хозяйственный процесс
• Качество
• Персонал и его обучение
• Безопасность
Для каждой категории в должностной инструкции предоставляется список действий, которые управляющий должен осуществлять. Все эти категории разделяются между руководителями группы, бригадирами и супервайзерами, однако мероприятия для каждой категории и уровень участия в них различается среди трех уровней управления.
ПЛАН ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ: ПРИМЕРЫ ИЗ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОМПАНИИ "ТАМ"
A. Перед началом работы
1) Войти на фабрику и пройти на рабочее место (gemba)
2) Просмотреть отчет предыдущей смены.
3) Приготовления перед работой:
a. Подготовить рабочую команду и проверить готовность всего оборудования, сбо
рочных приспособлений, станков и всех запасных деталей.
b. Если кто-либо отсутствует, написать отчет и найти замену при помощи брига
дира.
4. Утренняя зарядка и пятиминутка.
B. Утренние часы работы.
1. Начало работы.
2. Изменение техпроцесса: Помочь бригадиру обучить рабочих новому разрабо
танному техпроцессу.
3. Проверить производственный процесс: Следить за тем, чтобы операторы линии
соблюдали стандартный рабочий лист.
4. В течение утреннего перерыва:
a) Провести выборочные проверки качества нескольких изделий.
b) Следить за тем, чтобы операторы предупреждали возникновение любых неисп
равностей в течение своей работы.
c) Помогать или выполнять работу бригадира, когда он находится на собрании
или совещании.
5. Проводить обучение на рабочих местах, чтобы развить рабочих широкого про
филя.
C. Послеобеденные часы работы:
1. Просмотреть результаты проверки
a) Просмотреть результаты утренней проверки персонала, отвечающего за конт
роль качества и попросить бригадира руководить процессом улучшения.
b) Следуя инструкциям бригадира, применить контрмеры для временного реше
ния проблемы и попросить дальнейшего руководства для полнейшего решения возникшей проблемы.
2. Помочь операторам исправить и доделать работу, а также проверять и оцени
вать их результаты.
3. Исследовать причину остановки линии: предложить бригадиру временные кон
трмеры.
4. При необходимости отдать распоряжения на сверхурочную работу.
5. Руководить операторами в осуществлении мероприятий Пять "С" (5S) на рабо
чем месте (gemba).
D. После работы.
1. Написать отчет о работе своей смены и оставить необходимую информацию
для следующей рабочей смены.
2. Руководить собраниями рабочей группы (quality circle): активно поддерживать
действия рабочей группы и поднимать «боевой» дух рабочих.
ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ - ПРОИЗВОДСТВО, ЗАТРАТЫ И СОБЛЮДЕНИЕ КАЧЕСТВА, СОГЛАСНО ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОМПАНИИ "ТАМ".
В должностной инструкции также в деталях описываются те действия руководителя группы, за которые он несет ответственность, согласно категориям, упомянутым выше, а именно производство, затраты, полное техническое обслуживание (total productive maintenance), качество, персонал, обучение и безопасность. Например, следующие действия руководителя группы, относящиеся к таким категориям, как производство, затраты и качество:
A. Производство
1. Выполнять ежемесячный план производства:
a) Назначать рабочих для того, чтобы производственные процессы протекали бо
лее плавно.
b) Помогать новым рабочим и обучать их
2. Подготовиться к ежедневному производству:
a) Проверить оборудование, станки, запчасти и материалы.
b) Выполнять задачи, следуя инструкциям бригадира.
c) Включить станки и подтвердить, что они функционируют должным образом.
3. Следовать следующему плану действий:
a) Исследовать причину неисправности.
b) Доложить бригадиру.
c) Принять временные меры.
d) Разработать дальнейшие контрмеры для полного решения возникшей пробле
мы.
e) Докладывать бригадиру о любых совершенных действиях.
f) Помогать бригадиру, следуя инструкции.
4. После работы:
a) Подготовиться к следующей смене; проинформировать следующую рабочую
смену, в случае если были обнаружены неисправности.
b) Подтвердить, что все оборудование находится в выключенном состоянии.
c) Помогать старшим по должности подготавливать ежедневные отчеты.
5. Действия в случае остановки линии:
a) Исследовать внешнюю остановку линии.
b) Исследовать внутреннюю остановку линии.
c) Определить причину остановки и принять контрмеры
6. Подготовиться к вводу на линию новых моделей:
a) Помочь бригадиру
b) Изучить новую модель и проинструктировать операторов.
B. Затраты:
1) Спланировать снижение затрат: поделиться с бригадиром своей точкой зрения
и предложениями по уменьшению затрат.
2) Снизить трудоемкость: предложить свои идеи и помочь начальнику провести
снижение трудоемкости.
3) Снизить прямые затраты:
a) Вести запись об использовании материалов
b) Изучить причину увеличения расходов материала и предложить контрмеры.
4) Экономия энергии:
a) Идентифицировать случаи утечки, такие как утечка воздуха и/или воды.
b) Основываясь на своих исследованиях, принять решение, возможно ли справиться
с данной проблемой самостоятельно или следует просить помощи.
5) Ежедневные действия по усовершенствованию процессов:
a) Подготовиться к усовершенствованию.
b) Помогать бригадиру направлять усилия подчиненных на усовершенствование
процессов.
6) Остальные действия:
a) Проводить собрания с подчиненными, чтобы обсудить и объяснить результаты
проведенных мер по сокращению затрат.
b) Воспользоваться любым удобным случаем, чтобы повысить у операторов осоз
нание затрат, возникающих в процессе их работы.
С. Качество:
1. Поддерживать и улучшать уровень качества.
a. Определить существующий уровень качества и сравнить, находится ли он в со
ответствии с задачами, которые были поставлены перед членами группы.
b. Контролировать процесс вывода данных о существующем уровне качества.
c. Проанализировать причины ухудшения качества и принять контрмеры.
2. Ежедневно следовать принципу «Неотъемлемого Качества»:
a. Каждый рабочий день проверять первое и последнее произведенное изделие.
b. Осуществлять постоянную спланированную проверку, чтобы предотвратить
возникновение дефектов.
c. Следить за тем, чтобы рабочие выполняли свою работу в соответствии с рабо
чими стандартами.
3. В случае обнаружения дефектов применить контрмеры.
a. Для дефектов производства, возникших внутри: Устранить дефекты и доложить
бригадиру, предлагая при этом свои контрмеры.
b. Для дефектов производства, возникших снаружи: Доложить бригадиру и по
просить инструкции по их устранению.
4. Остальные действия:
Проводить ежедневные собрания со своей командой; информировать членов команды о проблемах контроля качества и обсуждать с ними данные проблемы; повышать стремление всех членов команды производить качественную продукцию и предоставлять качественные услуги.
ПРИМЕРЫ ДЕЙСТВИЙ БРИГАДИРА ПО СНИЖЕНИЮ ЗАТРАТ, СОГЛАСНО ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОМПАНИИ "ТАМ".
Бригадир осуществляет следующие действия по снижению затрат:
1. Планирует мероприятия концепции решения проблем (kaizen):
a. После обсуждения с руководителями группы подготовить план программы по
снижению затрат.
b. Согласовывать действия внутри отдела и для проведения kaizen попросить специфические материалы у других отделов (новые станки и т.д.).
c. Контролировать проведение программы по снижению затрат и постепенно до
биваться прогресса.
2. Снижение трудоемкости (времени работы kosu):
а. Осуществлять текущий контроль над ежемесячными мероприятиями по снижению времени работы (kosu) и добиваться прогресса.
b. В случае если задача не была выполнена, необходимо изучить причины и принять необходимые меры.
3. Снижение прямых затрат:
a. Проверять фактическое использование материалов, пользование станками, потребление запасов, масел и т.д. по сравнению с тем, что было запланировано ранее.
b. Если объем использованных материалов больше, чем было спланировано, необходимо установить причину увеличения и принять необходимые меры.
4. Экономия энергии:
a. Проверять герметичность оборудования, чтобы предотвратить утечку воздуха и воды, в случае если произошла утечка, провести программы по остановке данного процесса.
b. Обучить и мотивировать рабочих непременно отключать любое оборудование
после его использования.
5. Ежедневные мероприятия концепции решения проблем (kaizen):
a. Подготовить графики и контролировать время проведения (kosu) мероприятий
kaizen.
b. При обнаружении проблем дать инструкции по проведению мероприятий kaizen.
6. Другие действия:
a. Руководить собраниями группы и сообщать о прогрессе в проводимых мероп
риятиях по снижению затрат.
b. повысить у всех сотрудников осознание затрат, возникающих в процессе их
работы.
ПРИМЕР ДЕЙСТВИЙ СУПЕРВАЙЗЕРА - РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ И ЕГО ОБУЧЕНИЕ, СОГЛАСНО ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ КОМПАНИИ "ТАМ".
Супервайзер совершает следующие действия в работе с персоналом и его обучении:
1. Обучать и развивать своих подчиненных:
a. Информировать всех членов отдела о статусе компании на данный момент времени, о существующей в компании окружающей обстановке, и ее управленческой политике. Подчиненные также должны быть проинформированы о таких важных задачах, как освоение нового рынка и введение в производство новой продукции.
b. Подготовить долгосрочные обучающие программы для отдельных членов отде
ла.
c. Поддерживать и модернизировать объем умений и навыков персонала, а также укреплять статус компании.
2. Развивать рабочих широкого профиля:
a. Составлять расписание обучающих программ для обучения рабочих различным умениям.
b. Следить за тем, как проводятся обучающие программы.
3. Обучать умениям и навыкам:
a. Проводить профессиональное обучение по месту работы.
b. Руководить процессом стандартизации умений и навыков, необходимых для
работы на каждом автоматизированном рабочем месте (АРМ), основываясь на прошлом опыте и практике.
4. Повышать знания об имеющемся оборудовании:
а. Добиться лучшего понимания устройства, функционирования и знания руководства по эксплуатации имеющегося оборудования.
b. Позаботиться о том, чтобы бригадиры и руководители группы отлично разбира
лись в имеющемся оборудовании.
c. При необходимости проверять и вносить изменения в руководство по эксплуа
тации.
5. Руководить новыми рабочими:
a. Объяснять недавно принятым на работу или переведенным рабочим организа
цию отдела.
b. Объяснять состав работы в отделе.
c. Оценивать, подготавливать и вносить изменения в инструкции «по руководству
новыми рабочими» для использования бригадирами.
d. Согласно инструкции по руководству проводить программы ориентации для
новых рабочих.
6. Заниматься решением проблем рабочего персонала:
а. Проводить неформальные мероприятия, такие как личное общение [каждая группа имеет право каждый месяц собираться в течение рабочего дня для свободного общения между собой, отдыха и, как результата, развития здоровых отношений между людьми.]
7. Проводить мероприятия для рабочей группы по качеству (quality circle):
a. Помогать и давать советы по проведению мероприятий рабочей группы по каче
ству (quality circle).
b. Помогать в проведении, а также руководить собраниями, семинарами и обуча
ющими программами рабочей группы (quality-circle).
c. Следить за плавным протеканием мероприятий рабочей группы по качеству
(quality-circle) внутри отдела.
Проводить мероприятия, чтобы повысить осознание необходимости проведения мероприятий рабочей группы по качеству (quality-circle).
8. Поддерживать предложения:
a. Направлять программы по выдвижению новых идей и предложений, чтобы до
биться того, чтобы каждая группа выдвинула ряд своих предложений.
b. Контролировать развитие данных программ и осуществлять руководство.
c. Предоставлять отдельные консультации менее активным членам.
d. Рассматривать предложения.
9. Создать условия для соблюдения трудовой дисциплины.
a. Проводить собрания и консультации, чтобы создать более здоровую рабочую
атмосферу.
b. Убедиться, что сотрудники ознакомились со всеми правилами и инструкциями.
Принять меры, если данные действия не были осуществлены.
c. Проводить беседу с теми членами, которые постоянно нарушают правила и ин
струкции.
d. Проверять, как выполняются правила и инструкции внутри отдела.
10.Другие действия:
a. Отдавать распоряжения и одобрения на сверхурочную работу.
b. Составлять и следовать ежегодному графику отпусков.
c. Предоставлять индивидуальные консультации операторам по решению особых проблем.