Другим отличительным признаком концепции решения проблем («kaizen») является система оценки вклада служащего компании, названная «доллары за качество» («Q bucks»). Сумма долларов может быть вручена тем сотрудникам, которые принимали участие в процессе повышения качества и в одном или более мероприятии, перечисленном ниже:
• Окончание курсов по повышению квалификации или тренинга
• Внедрение программы повышения качества (QIT)
• Совершенствование процесса производства
• Нахождение решения проблемы, выдвинутой командой по решению проблем
• Внесение предложения по вопросу стандартизации
• Выполнение поставленных задач
• Работа в составе совета компании по вопросам качества, работа в команде коррекции, участие в работе комитета по программе повышения качества (QIT) или в других комитетах, занимающихся вопросами качества
• Вклад в решение проблемы повышения качества товаров
Компания «Санклипс» имеет контракт с одной торговой компанией, работающей по принципу ломбарда, что позволяет сотрудникам обменивать доллары за качество (Q), которые они заработали, на товары или услуги, предложенные ломбардом. Товары и услуги, предложенные в каталоге, колеблются от товаров стоимостью 5 $ до двухнедельного круиза по побережью Карибского моря.
Грэг Брауэр, вице-президент компании «Санклипс», директор центра обучения и ответственный за внедрение проекта концепции решения проблем («kaizen») рассказал мне следующую историю. Один водитель грузовика, работающий в компании, должен был доставлять товары на склад каждый день в конце своей смены. Из-за того, что склад всегда был не готов принять товары тогда, когда он приезжал, водитель был вынужден ожидать своей очереди, находясь долгое время в грузовике. К тому времени, когда начиналась разгрузка, подходила ночная смена. Поэтому у водителя получалось в среднем 20 сверхурочных часов в неделю. Обеспокоенный таким порядком, водитель внес следующее предложение: нужно сказать рабочему из ночной смены о том, что он должен разгрузить грузовик, и тогда водитель может оставить грузовик рядом со складом и уйти домой.
За это предложение водителю выплатили 380$ по системе «доллары за качество». Водитель и его семья были очень довольны, они внимательно изучили каталог товаров и выбрали цветной телевизор с диагональю 47.5 см. «Водитель был счастлив и мы тоже», - сказал Брауэр. «Если вы начали использовать концепцию решения проблем («kaizen»), то уже не остановитесь. Доказано на практике», - добавил Брауэр.
Изменения в корпоративной культуре:






