Можно ли научиться (и научить) мыслить творчески? Было замечено, что опытные учёные вполне или не вполне осознанно используют некоторые приёмы мастерства, существенно сокращающие и ускоряющие перебор вариантов. Изучение этого феномена привело исследователей к идее разработки различного рода эвристик. Эвристикой также называется общая дисциплина, изучающая закономерности научного творчества.
Эвристики — это комплексы исследовательских приёмов, облегчающие поиск решения задачи или проблемы. Эвристические принципы, конечно, не гарантируют нахождение решения в любом случае, но повышают вероятность того, что путь к решению окажется более эффективным. Часто они предлагают определённые стратегии общего когнитивного продвижения: Их логической базой выступают различные недедуктивные правдоподобные рассуждения. Эвристические комплексы моделируют то, что действительно (хотя часто и неявно) используется исследователями в научной практике, — нахождение аналогий, изменение ракурса рассмотрения и т.п.
|
|
Вообще эвристики представляют собой весьма разнородную совокупность советов, идей, неформальных приёмов, относящихся к прикладной психологии, логике, педагогике и др. Они помогают активизировать творческий потенциал, «расковать» мышление, стимулировать нестандартные концептуальные ходы. Например, широко известной стратегией подобного рода является метод мозгового штурма (А. Осборна), использующий ресурсы коллективного творчества.
Интересная концепция была разработана в нашей стране начиная с 1970-х гг. Г.С. Альтшуллером. Она получила название «ТРИЗ» — теория решения изобретательских задач. В серии своих книг Г.С. Альтшуллер сумел обобщить опыт многих тысяч изобретений. Его собственная работа длилась более 20 лет. Согласно Г.С. Альтшуллеру в основе решения задачи (изобретения) лежит преодоление основного противоречия в заданных условиях; таким противоречием является противостояние конфликтующих элементов ситуации. Сам он предложил конкретные стратегии разрешения подобных конфликтов. Как показала практика подготовки изобретателей, ТРИЗ-методика повышает эффективность творческого мышления инженеров, и учёных. Сейчас последователи этого направления успешно развивают его и применяют в разных областях деятельности.
Примерно тогда же, в 1970-е гг., в США зарождается особое направление в прикладной психологии — NLP, нейролингвистическое программирование (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Р. Дилтс и др.). Эта интегральная область изучает и разрабатывает т.н. паттерны мастерства (от англ. pattern — «образец, модель»), т.е. типичные модели эффективного пове-
|
|
дения в различных сферах деятельности. NLP направлено на активизацию креативных способностей личности. Оно представляет собой своеобразную теорию научения «второго порядка» — призывает «учиться правильно учиться». В проблемных ситуациях NLP-методики позволяют, моделируя типичные эвристические приёмы профессионалов, более результативно распорядиться интеллектуальными ресурсами.
Сможем ли мы когда-нибудь разгадать тайну творческого мышления, создать логику открытия? Конечно, создание различного рода эвристических концепций и программ не может исчерпать проблему креативности. Но все они — в том случае, когда доказывают свою результативность — оказываются, некоторыми последовательными приближениями к реальному поисковому процессу. Логика творчества должна быть принципиально открытой областью, обогащаемой новыми находками, где старые достижения служат на пользу новым. Ведь в процессе поиска решения задачи, как говорилось выше, запрашивается и существенно используется прошлый опыт. Разумеется, очередной акт творчества может выйти далеко за его пределы, что в свою очередь после осмысления очередного нового решения должно отразиться в новом обогащении логики творчества.