Эвристика

Можно ли научиться (и научить) мыслить творчески? Было замече­но, что опытные учёные вполне или не вполне осознанно используют некоторые приёмы мастерства, существенно сокращающие и ускоряю­щие перебор вариантов. Изучение этого феномена привело исследова­телей к идее разработки различного рода эвристик. Эвристикой также называется общая дисциплина, изучающая закономерности научного творчества.

Эвристики — это комплексы исследовательских приёмов, облегчающие поиск решения задачи или проблемы. Эвристические принципы, конечно, не гарантируют нахождение решения в любом случае, но повышают вероят­ность того, что путь к решению окажется более эффективным. Часто они предлагают определённые стратегии общего когнитивного продвижения: Их логической базой выступают различные недедуктивные правдоподобные рассуждения. Эвристические комплексы моделируют то, что действительно (хотя часто и неявно) используется исследователями в научной практике, — нахождение аналогий, изменение ракурса рассмотрения и т.п.

Вообще эвристики представляют собой весьма разнородную совокуп­ность советов, идей, неформальных приёмов, относящихся к прикладной психологии, логике, педагогике и др. Они помогают активизировать твор­ческий потенциал, «расковать» мышление, стимулировать нестандартные концептуальные ходы. Например, широко известной стратегией подобно­го рода является метод мозгового штурма (А. Осборна), использующий ресурсы коллективного творчества.

Интересная концепция была разработана в нашей стране начиная с 1970-х гг. Г.С. Альтшуллером. Она получила название «ТРИЗ» — теория решения изобретательских задач. В серии своих книг Г.С. Альтшуллер сумел обобщить опыт многих тысяч изобретений. Его собственная работа длилась более 20 лет. Согласно Г.С. Альтшуллеру в основе решения задачи (изобретения) лежит преодоление основного противоречия в заданных условиях; таким противоречием является противостояние конфликтующих элементов ситуации. Сам он предложил конкретные стратегии разрешения подобных конфликтов. Как показала практика подготовки изобретателей, ТРИЗ-методика повышает эффективность творческого мышления инжене­ров, и учёных. Сейчас последователи этого направления успешно развива­ют его и применяют в разных областях деятельности.

Примерно тогда же, в 1970-е гг., в США зарождается особое направ­ление в прикладной психологии — NLP, нейролингвистическое прог­раммирование (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Р. Дилтс и др.). Эта интеграль­ная область изучает и разрабатывает т.н. паттерны мастерства (от англ. pattern — «образец, модель»), т.е. типичные модели эффективного пове-

дения в различных сферах деятельности. NLP направлено на активизацию креативных способностей личности. Оно представляет собой своеобраз­ную теорию научения «второго порядка» — призывает «учиться пра­вильно учиться». В проблемных ситуациях NLP-методики позволяют, моделируя типичные эвристические приёмы профессионалов, более ре­зультативно распорядиться интеллектуальными ресурсами.

Сможем ли мы когда-нибудь разгадать тайну творческого мышления, создать логику открытия? Конечно, создание различного рода эвристиче­ских концепций и программ не может исчерпать проблему креативности. Но все они — в том случае, когда доказывают свою результатив­ность — оказываются, некоторыми последовательными приближениями к реальному поисковому процессу. Логика творчества должна быть прин­ципиально открытой областью, обогащаемой новыми находками, где ста­рые достижения служат на пользу новым. Ведь в процессе поиска решения задачи, как говорилось выше, запрашивается и существенно используется прошлый опыт. Разумеется, очередной акт творчества может выйти далеко за его пределы, что в свою очередь после осмысления очередного нового решения должно отразиться в новом обогащении логики творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: