Типология крупных изменений

Укажем на некоторые предложения, касающиеся более детальной ти­пологии научных революций.

Прежде всего предлагают различать революции по степени их масш­табности — крупные, средние, малые, по мнению В.В. Казютинского, Н.И. Родного. Так, Н.И. Родный выделяет:

1) глобальные революции, формирующие совершенно новый взгляд на мир;

2) революции в отдельных фундаментальных науках, преобразующие их основы, но не содержащие глобального мировоззренческого переворота;

3) микрореволюции, суть которых состоит в создании новых теорий в различных научных областях1.

Н.И. Кузнецова и М.А. Розов указывают основания для различения научных преобразований по их содержательным результатам; в зависи­мости от трансформации того или иного параметра научного познания можно выделять и четыре типа изменений, таких как:

1) появление новых фундаментальных концепций;

2) разработка (или заимствование) новых методов исследования;

3) открытие новых объектов исследования;

4) формирование новых методологических программ.

Поскольку названные параметры взаимосвязаны, то обычно крупное научное изменение является многоаспектным, т.е. затрагивает сразу не­сколько параметров2.

Научная дисциплина как носитель крупных изменений

Среди отечественных работ, внёсших вклад в понимание динамики науч­ного знания, следует отметить серию исследований B.C. Степина. Вкратце остановимся на некоторых его идеях. Единицей анализа научного знания для B.C. Степина служит научная дисциплина как полисистемная развиваю­щаяся область теоретических знаний. В науке осуществляется постоянный обмен и между научными областями, и между самостоятельными блоками внутри дисциплины. В соответствии с этим можно выделить два вида круп­ных преобразований, или революций, — революции, в которых доминиру­ют процессы внутридисциплинарного развития знаний, и процессы, иду­щие за счёт междисциплинарных связей, «прививок» парадигмальных установок одной науки относительно другой. Как правило, эти способы

1 Родный Н.Й. О научных революциях и формах их проявления.// Очерки по истории и методологии естествознания. М., 1975. С. 197; Казютинский В.В. Революции в системе научно-познавательной деятельности // Научные революций в динамике культуры. Минск, 1987.

2 Кузнецова Н.И., Розов М.А. О разнообразии научных революций // Традиции и рево­люции в истории науки. М, 1991.

сосуществуют. Поэтому при анализе научных изменений лучше говорить о преобладании какого-то из типов в данной ситуации.

Внутридисциплинарные процессы входят в режим интенсификации в случае столкновения с неким новым объектом или явлением. Но воз­можны и более мягкие способы интенсификации исследований, когда научные знания транслируются в данную дисциплину из других областей. B.C. Степин подчёркивает, что процессы междисциплинарного взаимо­действия оказались в целом хуже изученными, хотя на них приходится большая нагрузка в реальной истории науки. Трансляция элементов и структур из одних областей в другие является ключевым фактором воз­никновения и развития многих научных дисциплин.

Например, во второй половине XVII в. Р. Бойлем была выдвинута прог­рамма, транслировавшая в химию принципы и образцы объяснений, сфор­мировавшихся в механике; первые попытки её проведения были не совсем удачными, но она плодотворно заработала позже, во времена А. Лавуазье, обеспечив платформу становления новой химии. B.C. Степин напоминает также о том, что рождение генетики было связано с переносом Г. Менделем статистических методов в биологию, а также приводит другие примеры взаимодействия различных дисциплин.

В трансляционных процессах важную роль играет картина мира, так, «встреча» физических теорий в ходе конструирования охватывающей теоретической схемы оказывается возможной благодаря отображению их собственных теоретических схем на физическую картину мира, которая выступает интегрирующим началом по отношению к другим компонен­там теоретических знаний физики.

Согласно B.C. Степину научные революции могут быть разных типов в зависимости от обширности тех преобразований, которые они вызыва­ют. Существуют по крайней мере два типа перестройки системы научных знаний: революции, связанные с изменениями дисциплинарной онтоло­гии, но без существенного изменения идеалов и норм исследования, и бо­лее радикальные революции, которые характеризуются сменой идеалов и норм, а также философских оснований науки. Пример революции пер­вого вида — переход от механической картины мира к электродинамиче­ской (XIX в.), революция второго вида — переход от классической к не­классической науке, связанный со становлением квантово-релятивистских теорий. В подобных массивных преобразованиях происходит смена самого типа рациональности (об этом понятии см. § 9.2).

B.C. Степин подчёркивает также, что в становлении новых оснований науки (новой картины мира, идеалов и норм, философских принципов) участвуют не только внутренние научные, но и социокультурные факто­ры. Всякое существенное изменение в науке, которое можно назвать ре-

волюционным, находится как бы на развилке дорог. Дальнейшее развитие науки, вообще говоря, может пойти различными путями. В широком культурном контексте происходит как бы отбор тех путей, которые наи­лучшим образом соответствуют ценностям и мировоззренческим ориен­тирам культуры1.

Непрерывная динамика и прогресс

Однако только ли из крупных изменений состоит продвижение науки? Ведь рутинный исследовательский процесс состоит в конечном счёте из накопления малых успехов и изменений. Осознавая эту сторону научной практики, Т. Кун в более поздний период своей деятельности ввёл термин «микрореволюция». Под этим термином следует понимать достаточно небольшие изменения образцов научной деятельности, охватывающие под­группы учёных из 20-25 человек. Термин «микрореволюция» не был принят многими исследователями по разным причинам (в т. ч. из-за его внутренней парадоксальности). Но трудно спорить с тем, что тема малых изменений чрезвычайно важна для понимания реальной динамики научного познания.

Действительно, бросающиеся в глаза крупные события в истории науки не должны заслонять от нас ежедневной динамики научных практик. Не следует представлять себе содержание научной деятельности как нечто монолитное, что переходит от одного устойчивого состояния к другому. Как подчёркивает Ф. Китчер, научное сообщество изначально состоит из гетерогенных подгрупп, отличающихся различными склонностями, исход­ными знаниями, предпочтениями, областями интересов и т.п. В этом плане даже понятия парадигмы, научно-исследовательской программы, исследо­вательской традиции и т.п. являются достаточно сильными абстракциями, трактующими научное сообщество как некий единый когнитивный субъект (Knower), мешающий нам увидеть гораздо более значительную гетероген­ность научной практики. Научное сообщество состоит из разнородной попу­ляции индивидов-исследователей, чьи индивидуальные практики постоян­но модифицируются в результате взаимодействий учёных между собой и в результате интеракций с изучаемыми объектами. Причём разнород­ность сообщества следует только приветствовать, т.к. иначе невозможно было бы строить разные высказывания на одном и том же базисе свиде­тельств (и тем самым вообще порождать что-то новое). Когнитивные вари­ации среди членов научного сообщества, вносят важный вклад в формиро­вание общего познавательного проекта.

Поэтому Ф. Китчер предлагает рассматривать научное продвижение не в терминах длительных единств и больших событий, а в терминах коротких

1 Степин В. С. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Науч­ные революции в динамике культуры. Минск, 1987. С. 76.

периодов научных практик (длящихся, может быть, несколько месяцев), в течение которых происходят некоторые заметные их модификации — в терминологии, во внедрении инструментов и инструментальных навы­ков, в формулировке вопросов и т.п. Ведь научные практики включают в себя множество компонентов — специальный язык, объяснительные схе­мы, постановку вопросов, принимаемые высказывания, инструментальные навыки и техники, признание авторитетов, методологические принципы. Изначальная гетерогенность индивидуальных практик охватывается (тем не менее) некоторой практикой, относительно которой научное сообщест­во выражает согласие (consensus practice). Разумеется, говоря о крупных и мелких преобразованиях в науке, мы подразумеваем, что они служат научному продвижению, т.е. прогрессивны. Это касается и революций, и малых изменений: в науке закрепляется лишь то, что считается учёными прогрессивным. С точки зрения Ф. Китчера прогрессивность может быть истолкована «как последовательность консенсусных практик, которые со временем становятся все лучше и лучше»1.

Но здесь обнаруживается, что мы не можем выстроить единое понятие прогресса. Оно, как и само научное предприятие, тоже остаётся гетероген­ным, имеющим различные разновидности. Так, по Ф. Китчеру, можно раз­личить следующие виды прогресса: концептуальный (прогресс в поняти­ях), объяснительный (введение, улучшение и расширение объяснительных схем), прогресс в постановке вопросов, прогресс в суждениях, которые принимает сообщество, инструментальные улучшения (позволяющие ви­деть, вычислять и определять точнее, чем раньше), методологический (вве­дение стратегий, которые дают нам больше шансов на успех), а также орга­низационный (изменение и улучшение сложившихся междисциплинарных связей). Общее продвижение науки не является прямолинейным; последую­щие усилия учёных сделают более элегантно то, что сейчас делается впервые и с трудом, — и это тоже разновидность прогресса.

Подходы, подобные модели Ф. Китчера, убеждают нас в том, что, говоря о прогрессирующем продвижении науки, следует иметь в виду как разно­образие возможных улучшений, так и непрерывность малых достижений, осуществляющихся в ежедневных научных практиках. Возможно, при такой перспективе мы отдаляемся от уже сложившегося образа научной истории как состоящей из крупных периодов, маркированных и отделённых друг от друга революционными преобразованиями; но модель гетерогенных прак­тик и постоянного накопления малых достижений помещает нас в ракурс, более соответствующий ежедневной научной деятельности. Именно здесь, в многогранном прогрессировании, и совершается множество тех действи-

1 KitcherPh. The Advancement of Science. P. 90.

тельных изменений, которые продвигают науку к её главной когнитивной цели — открытию важных истин, касающихся окружающего мира.

Таким образом, наука постоянно осуществляет разнообразные преобра­зования, как крупные, так и малые. Общее продвижение науки пронизано сложными связями между её уровнями, сопровождается достижениями во множестве аспектов научных практик. При этом некоторые из изменений оказываются более существенными, они запускают серии новых обширных изменений и могут вызвать каскады отдалённых последствий. Изменения в науке происходят всегда, но мы расцениваем их в основном ретроспек­тивно — по важности их последствий. Часто современники и потомки рас­ходятся в мнении о том, как квалифицировать то или иное событие; может быть, и сейчас незаметными шагами приближается прелюдия очередного крупного преобразования — научной революции.

4.7. Вопросы научного творчества

В завершение темы научной динамики рассмотрим вкратце проблему научного творчества.

Что такое творчество? Различные варианты общего определения твор­чества представляют его как человеческую деятельность, характеризую­щуюся принципиальной новизной. Творчество имеет место в любой области человеческой деятельности — художественной, политической, хозяйствен­но-административной и т.п. Научное творчество — это деятельность, на­правленная на решение научных проблем (нестандартных задач) в ситуаци­ях её недоопределённости имеющимися условиями и методами.

Важность темы научного творчества очевидна. Помимо сугубо теорети­ческого интереса к этой важнейшей стороне человеческой деятельности, существует и ряд практических потребностей. Они связаны с Необходимо­стью оптимизировать организацию науки и образования. Проблема науч­ного творчества подлежит разработке со стороны различных специальных наук и требует интегрирующего их междисциплинарного подхода.

В настоящем параграфе мы рассмотрим феномен научного творчества и научного открытия в преимущественно методологическом ракурсе, а также остановимся на некоторых аспектах психологии творчества и на факторах, влияющих на креативность.

Методология науки и творчество: контекст открытия и контекст обоснования

Определённая трудность для изучения логико-методологических аспек­тов научного творчества состоит в том, что феномен творчества содержит некоторый оттенок парадоксальности. С одной стороны, кажется невоз-

можным описать и понять творчество в рамках сугубо рационалистическо­го подхода, творчество выглядит вообще чем-то алогичным, нарушающим все методологические каноны (что убедительно показывал П. Фейерабенд); важную роль в процессах творчества играет возвышенное эмоциональное состояние, именуемое вдохновением. С другой стороны, творчество в на­уке— это именно научное творчество, оно изначально согласуется с ориен­тирами научной деятельности, и результаты творческого мышления оказы­ваются не продуктом некоего произвола, а обоснованными, рационально проверяемыми интеллектуальными конструкциями.

Возможная стратегия преодоления этой трудности состоит в чётком разделении рациональных и внерациональных аспектов научного творчества и научного открытия. Реализация этой стратегии, получившая широкую известность, связана с именем X. Ганса Рейхенбаха (1891-1953). (Отме­тим, что сходные идеи прежде него были высказаны К. Поппером.) X. Рейхенбах в «Опыте и предсказании» (1938) вводит различие таких составляющих научной деятельности, как контекст открытия и контекст обоснования. Это означает, что сам процесс научного творчества, завершаемый откры­тием, не подлежит изучению в логико-методологическом ракурсе. Все, касающееся непосредственных эмпирических условий этого процесса (анализ психологических, социально-политических, культурно-истори­ческих и прочих факторов), это лишь субъективная сторона научного познания. Она должна рассматриваться конкретными науками (психоло­гией и т.п.). В логико-методологическом плане нас не интересует, как пришёл учёный к тому или иному открытию, но нам важно, как обосновы­вались эти интеллектуальные продукты творчества, как они проверялись и доказывались. Иными словами, творить учёный может, как ему заблаго­рассудится, но конечный продукт должен соответствовать всем логико-методологическим стандартам научного познания.

Подобные представления получили признание у философов науки.
Большинство аналитиков пришли к убеждению, что не существует ника­кого рационально измеримого пути от фактов к гипотезе, а научное мышление движется от гипотезы к фактам, от догадки к её опытной провер­ке. Можно резюмировать и так: логика открытия невозможна, существует только логика обоснования.,

Однако позже эта прозрачная схема стала усложняться. Новый этап обсуждения темы научного открытия был открыт работой Норвуда Хэнсона «Образцы открытия» (1958)1. Хэнсон указал на то, что гипотетико-дедуктивная модель (§ 2.8) недостаточно близка реалиям научного мышления. Ведь учёный начинает не с гипотезы, а с анализа фактов.

1 Hanson N.R. Patterns of Discovery. Cambridge, 1958.

Изучая фактуальную картину, учёный приходит к идее не произвольно, а под влиянием самих фактов. Также не существует и нейтральных фак­тов; они всегда видятся в свете каких-то исходных теоретических предпо­сылок. (Напомним, что именно Хэнсон ввёл известный термин «теорети­ческая нагруженность факта» — см. § 3.2.) Следовательно, существует сложное сплетение теоретических и эмпирических факторов, влияющее на процесс научного поиска. Согласно Хэнсону учёный, анализируя эм­пирический материал, усматривает в нем некоторую тенденцию, струк­туру, концептуальный гештальт. Конфигурация данных подсказывает учёному какую-то наиболее вероятную гипотезу. Это означает, что вы­движение гипотезы — процесс, производимый на разумных основаниях. Именно это было упущено из виду в гипотетико-дедуктивной модели. Но можно ли как-то реконструировать рассуждения учёного, анализи­рующего эмпирический материал и подыскивающего наиболее подхо­дящую гипотезу?

Здесь Хэнсон отталкивается от идей Чарльза Пирса. В своё время Пирс предложил рассматривать особый вид рассуждений. Он назвал их ретродуктивными (или абдуктивными)1. Это нестрогие, или вероятност­ные, рассуждения, которые вводят новые высказывания исходя из фактуальных посылок. Схему ретродуктивного заключения можно представить так: 1) существует некоторый особенный факт X; 2) если бы было истинно Y, то имело бы место X; 3) следовательно, можно пред­полагать истинность Y (или выдвинуть гипотезу Y). Таким образом, путём логической операции ретродукции учёный, отталкиваясь от фак­туального материала, вводит правдоподобную гипотезу, заслуживаю­щую разработки. Сама по себе подобная схема рассуждения с некото­рым приближением отражает действительные особенности научного мышления. Однако задача состоит в том, чтобы осуществить дальней­шее его моделирование. Ведь необходимо существенное уточнение самого перехода от посылок к гипотезе: на каком основании учёный осуществляет этот переход, каковы его соображения по конструирова­нию гипотезы, по её оценке и отбору среди альтернатив? Таким обра­зом, вопрос о рациональной реконструкции ретродуктивных заключе­ний остаётся открытым. Однако безусловной заслугой Хэнсона можно считать, что ему удалось дать толчок новым исследованиям по логике научного познания. Под влиянием его «Образцов открытия» стали раз­рабатываться различные программы логико-методологического анализа процесса генерирования новых идей и гипотез (Т. Никлз и др.).

Итак, подход Хэнсона заставил науковедов пересмотреть ставшие поч­ти общепринятыми представления о том, что процессы научного твор-

1 Пирс Ч. Начала прагматизма. Т. 1. СПб., 2000. С. 301-310.

чества существенно внелогичны, рационально не моделируемы. Однако было ещё одно важное следствие: подход Хэнсона способствовал раз­мыванию границы между контекстомоткрытия и контекстом обоснова­ния. Действительно, переход от фактов к гипотезе, производимый в ретродуктивном рассуждении посредством нахождения разумного основания для гипотезы, оказывается одновременно и открытием нового теорети­ческого утверждения, и предварительным обоснованием того же самого утверждения!

Сегодня многие исследователи настаивают на том, что открытие и обоснование вообще являются единым непрерывным процессом, в ко­тором различать стадии можно лишь с большой долей условности: уже само выдвижение гипотезы происходит с её одновременной оценкой и первичной проверкой. С другой стороны, разработка и обоснование ги­потезы происходят в пространстве, открытом для новых творческих ре­шений. Важно также отметить конструктивный смысл самого акта обос­нования. Давно замечено, что в процессе обоснования мы приобретаем больше знания об обсуждаемом предмете, чем имели, на интуитивном уровне; в аргументативном рассмотрении мы наделяем объект новыми характеристиками, проясняем его значимые черты, устанавливаем взаимо­связи с другими объектами.

Итак, в ходе изучения научного познания исследователи пришли к необ­ходимости сблизить контексты открытия и обоснования и заняться поиском новых логико-методологических средств анализа научного мыш­ления.

Модели научного поиска

Постараемся подробнее рассмотреть путь, который проходит творче­ское мышление от столкновения с проблемой до нахождения решения. Возможно, нам удастся при этом увидеть и оценить, в какой мере процесс научного поиска является рациональным и в какой мере он использует иррациональные факторы. Какими способами удобнее представить про­цесс научного поиска? Можно как:

1) некую временную последовательность действий и состояний; в этом случае мы получим линейную модель, получившую достаточное рас­пространение среди исследователей творчества;

2) представление научного поиска в виде системно организованной сово­купности задач и исследовательских действий; здесь мы сосредоточи­ваемся на изучении содержательных связей поискового процесса, за­данных самими структурными компонентами проблемной ситуации. В этом случае мы получаем структурно-системную модель научного поиска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: