Различие и сходство

Наука и искусство — вполне самодостаточные области культуры; ра­зумеется, научная и художественная деятельность существенно отлич­ны. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений

1 Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. С. 40-44; Романовская Т.Б. Наука XIX-XX веков в контексте истории культуры. М., 1995.


чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностно-эмоционального и познавательно-теоретического. Действительно, художест­венное восприятие — это альтернативный рационально-теоретическому способ отношения к действительности. Художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целост­ном переживании мира.

Тем не менее издавна замечена и определённая близость, родство науки и искусства. Какие черты искусства являются важными для сближения его с научной деятельностью?

Ещё в Античности было обнаружено, что искусство содержит в себе из­вестное разумное начало (Аристотель). В некотором роде искусство тоже яв­ляется разновидностью мыслительной работы: искусство, как и наука, вовле­чено в, своего рода, познавательное отношение. Опыт, развёртываемый искусством, позволяет нам узнать нечто о мире, причём совсем с другой сто­роны, чем это предлагается наукой. Искусство позволяет постичь и пережить красоту, целостность окружающего мира, его индивидуальные особенности, выразить наши собственные эмоциональные состояния и их оттенки.

Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразитель­ные средства, открывать новые феномены и закономерности. Так, музы­кальный опыт включает в себя изучение звуковых структур (мелодиче­ских и гармонических), возможностей ритма. Он, как и научный опыт, постоянно расширяется и обновляется, примером может служить откры­тие необратимых ритмов известным французским композитором XX в. Оливье Мессианом описанных в «Трактате о ритме» (1948).

Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, — аналогию, абстрагирование, идеализацию, эксперимен­тирование, моделирование и др. Эти средства применяются в специфиче­ском для искусства преломлении. Художественное произведение пред­ставляет собой особую эстетико-интеллектуальную конструкцию. Оно обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности вырази­тельного языка.

Ещё одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельно­сти. Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, такие как:

1) упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно вы­ражают представления о порядке мироздания, общества, человече­ской жизни);

2) воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям);

3) инновационная (создание новых социокультурных образцов).


17- 1410 Ушаков




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: