Современный культурный проект

В первые десятилетия XX в. Оствальдом Шпенглером (1880-1936) в знаменитой работе «Закат Европы» (1918, 1922) было хорошо показано единство различных областей культуры. Западноевропейскую культуру (отличаемую им от других культурных организмов, в т. ч. от античной) он охарактеризовал как фаустовскую. Ей присущи непрерывная динамика и беспокойство, она стремится к неукротимому расширению пределов, к преодолению границ, к новым завоеваниям. Однако О. Шпенглер утверж­дает, что всякая культура рано или поздно перерождается в цивилизацию. Это перерождение характеризуется замиранием и оскудением духовной жизни, вырождением философии и искусства. Следовательно, рано или поздно должен исчерпаться и фаустовский проект.

В наше время практически общепринятым стало понятие «проект Мо­дерн», разработанное, прежде всего, в трудах франкфуртских критических теоретиков (Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса). Модерн — это берущий с начала Нового времени и особенно развитый в идеологии Про­свещения комплекс идей, направленных на осуществление безграничного господства. Развитие науки и техники в эпоху Модерна управляется пре­дельным интересом достижения власти. Однако реализация проекта Мо­дерн не сделала человека счастливее, страсть к подчинению обернулась разорением неевропейских народов, порабощением самого человека маши­нами и технологиями, нарушением природного равновесия. Разочарование в этой идеологии привело сегодня к умонастроениям, отрицающим ряд её принципов и поэтому называющимся, соответственно, постмодерн.

В отечественной литературе последних десятилетий разрабатывается концепция техногенной цивилизации, выдвинутая в своё время B.C. Степиным1. Он указывает, что существуют два основных типа цивилизационного развития — традиционалистский и техногенный. Традиционные культуры стабильны, нацелены на гармоничное существование человека в природе, вхождение его в естественные экологические ритмы. Техно-

1 Степин B.C. Теоретическое знание. С. 18-29.


генной же цивилизации присуща ускоренная динамика, обновление зна­ний и технологий. Возникновение техногенной цивилизации B.C. Степин относит к XIV-XV вв. Она основана на концепции человека как существа, призванного преобразовывать мир. Природа понимается не как органи­ческое целое, а как источник сырья и объект различных манипуляций. Но техногенный проект принципиально противоречив и саморазрушителен.

Итак, современный цивилизационный замысел выглядит малопривле­кательно. Сегодня ищут возможность пересмотра далеко зашедшего культурно-цивилизационного проекта, ищут пути решения глобальных проблем (§ 6.4). Определённые надежды возлагают на новый синтез на­уки и различных форм вненаучного мышления (§ 9.3, 9.4), синтез, кото­рый должен вывести человечество к холистическому мировоззрению. Принципы экологически стабильной цивилизации выдвигает, например, Грегори Бэйтсон — один из крупнейших деятелей гуманитарной науки XX в1. В отечественной литературе особой популярностью пользуются идеи русских космистов — В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др. Значительный массив литературы посвящён сегодня теме переосмысле­ния и корректировки западного варианта цивилизационно-культурного развития.

На этом фоне сильны антисциентистские настроения. В разросшемся за последние десятилетия необозримом массиве постмодернистски ориен­тированных концепций принято считать, прежде всего, науку и научный разум ответственными за нынешние кризисные явления. Антисциентист­ская аргументация верно схватывает многие перегибы и пороки научно-технологической модернизации, анализирует множество её пагубных следствий. Но все-таки проблема лежит глубже. Хотелось бы подчерк­нуть ещё раз: не научный разум сам по себе, а духовные устои современ­ной культуры — вот что вызывает сомнение. Наука не имеет какой-либо собственной, выращиваемой изнутри, идеологии.

Что такое наука? Наука — лишь продолжение общего культурного проекта специализированными исследовательскими средствами. Она уже неоднократно меняла свой вид в различные исторические эпохи. В рамках иного культурного проекта наука могла бы получить совсем другой смысл.

1 Бэйтсон Г. Экология разума. М., 2000.


Список литературы

-

Общие курсы философии науки. Из работ последнего времени назо­вём несколько книг:

Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное посо­бие для студентов вузов. М., 2001.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М, 1998.

Степин ВС. Теоретическое знание. М, 2000.

Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов ву­зов / Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.

Философия науки и техники: Учебное пособие / B.C. Степин, В.Г. Го­рохов, М.А. Розов. М., 1995.

Balashov Y., Rosenberg A. (eds.). Philosophy of Science: Contemporary Readings. London: Routledge, 2001.

Bird A Philosophy of Science. London, 1998.

FetzerJ. Philosophy of Science. New York, 1993.

Rosenberg A. Philosophy of Science: A Contemporary Introduction. London: Routledge, 2000.

Вводный раздел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: