В первые десятилетия XX в. Оствальдом Шпенглером (1880-1936) в знаменитой работе «Закат Европы» (1918, 1922) было хорошо показано единство различных областей культуры. Западноевропейскую культуру (отличаемую им от других культурных организмов, в т. ч. от античной) он охарактеризовал как фаустовскую. Ей присущи непрерывная динамика и беспокойство, она стремится к неукротимому расширению пределов, к преодолению границ, к новым завоеваниям. Однако О. Шпенглер утверждает, что всякая культура рано или поздно перерождается в цивилизацию. Это перерождение характеризуется замиранием и оскудением духовной жизни, вырождением философии и искусства. Следовательно, рано или поздно должен исчерпаться и фаустовский проект.
В наше время практически общепринятым стало понятие «проект Модерн», разработанное, прежде всего, в трудах франкфуртских критических теоретиков (Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Ю. Хабермаса). Модерн — это берущий с начала Нового времени и особенно развитый в идеологии Просвещения комплекс идей, направленных на осуществление безграничного господства. Развитие науки и техники в эпоху Модерна управляется предельным интересом достижения власти. Однако реализация проекта Модерн не сделала человека счастливее, страсть к подчинению обернулась разорением неевропейских народов, порабощением самого человека машинами и технологиями, нарушением природного равновесия. Разочарование в этой идеологии привело сегодня к умонастроениям, отрицающим ряд её принципов и поэтому называющимся, соответственно, постмодерн.
|
|
В отечественной литературе последних десятилетий разрабатывается концепция техногенной цивилизации, выдвинутая в своё время B.C. Степиным1. Он указывает, что существуют два основных типа цивилизационного развития — традиционалистский и техногенный. Традиционные культуры стабильны, нацелены на гармоничное существование человека в природе, вхождение его в естественные экологические ритмы. Техно-
1 Степин B.C. Теоретическое знание. С. 18-29.
генной же цивилизации присуща ускоренная динамика, обновление знаний и технологий. Возникновение техногенной цивилизации B.C. Степин относит к XIV-XV вв. Она основана на концепции человека как существа, призванного преобразовывать мир. Природа понимается не как органическое целое, а как источник сырья и объект различных манипуляций. Но техногенный проект принципиально противоречив и саморазрушителен.
Итак, современный цивилизационный замысел выглядит малопривлекательно. Сегодня ищут возможность пересмотра далеко зашедшего культурно-цивилизационного проекта, ищут пути решения глобальных проблем (§ 6.4). Определённые надежды возлагают на новый синтез науки и различных форм вненаучного мышления (§ 9.3, 9.4), синтез, который должен вывести человечество к холистическому мировоззрению. Принципы экологически стабильной цивилизации выдвигает, например, Грегори Бэйтсон — один из крупнейших деятелей гуманитарной науки XX в1. В отечественной литературе особой популярностью пользуются идеи русских космистов — В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского и др. Значительный массив литературы посвящён сегодня теме переосмысления и корректировки западного варианта цивилизационно-культурного развития.
|
|
На этом фоне сильны антисциентистские настроения. В разросшемся за последние десятилетия необозримом массиве постмодернистски ориентированных концепций принято считать, прежде всего, науку и научный разум ответственными за нынешние кризисные явления. Антисциентистская аргументация верно схватывает многие перегибы и пороки научно-технологической модернизации, анализирует множество её пагубных следствий. Но все-таки проблема лежит глубже. Хотелось бы подчеркнуть ещё раз: не научный разум сам по себе, а духовные устои современной культуры — вот что вызывает сомнение. Наука не имеет какой-либо собственной, выращиваемой изнутри, идеологии.
Что такое наука? Наука — лишь продолжение общего культурного проекта специализированными исследовательскими средствами. Она уже неоднократно меняла свой вид в различные исторические эпохи. В рамках иного культурного проекта наука могла бы получить совсем другой смысл.
1 Бэйтсон Г. Экология разума. М., 2000.
Список литературы
-
Общие курсы философии науки. Из работ последнего времени назовём несколько книг:
Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2001.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М, 1998.
Степин ВС. Теоретическое знание. М, 2000.
Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.И.Купцова. М., 1996.
Философия науки и техники: Учебное пособие / B.C. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. М., 1995.
Balashov Y., Rosenberg A. (eds.). Philosophy of Science: Contemporary Readings. London: Routledge, 2001.
Bird A Philosophy of Science. London, 1998.
FetzerJ. Philosophy of Science. New York, 1993.
Rosenberg A. Philosophy of Science: A Contemporary Introduction. London: Routledge, 2000.
Вводный раздел