Итак, сложность изучения феномена науки состоит в том, что он должен рассматриваться в разных планах. С одной стороны, необходимо видеть науку в её специфике, как отдельную, автономную область человеческой деятельности; в § 7.3 говорилось об относительной замкнутости научного сообщества, о собственных задачах научной деятельности, её саморегуляции. С другой стороны, нужно видеть науку и в ее родстве, общности с другими сферами социокультурного пространства. Мы неоднократно подчёркивали, что в основание науки входит широкий круг вненаучных предпосылок; мы видели, что через картину мира наука связана с общим культурно-историческим контекстом (§ 9.1), что эта связь пронизывает схемы и ориентиры научного мышления (§ 9.2). Мы рассматривали, насколько сильно воздействуют на научную деятельность факторы общественной жизни (§ 7.4), говорили о том, что наука не может отгородиться от ценностно-этических вопросов (§ 6.3), и о том, насколько сложно её нынешнее положение с точки зрения возможностей её легитимации (§ 7.5).
|
|
Теперь мы должны увидеть науку как продолжение общего культурного проекта. Наука — это культурный феномен. Она может быть рассмотрена не только как особая экспертная субкультура, дифференцировавшаяся из объемлющей культурной среды, но и как часть общего культурно-мировоззренческого замысла. Наука — это та часть общего культурного проекта, которая развёртывается в познавательном плане и использует для этого теоретико-исследовательские средства.
Рассмотрение науки в некоем абстрактно-универсалистском, надысторическом ракурсе приводит к тому, что забывается само её происхождение. Эту ограниченность критиковал в своих поздних работах крупнейший философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он ясно показал, что наука не является сугубо отвлечённым подходом, а вырастает из смыслов самой жизненной практики, из жизненного мира повседневности. Далеко зашедшая специализация науки, математизация естествознания, высокая степень её абстракций привели к утрате наукой её исходного смыслового фундамента1.
Но наука не имеет собственного мировоззрения в его метафизической и ценностной полноте. Наука не отвечает на важнейшие смысложизненные вопросы. Наука — лишь одна из сфер (хотя и весьма влиятельная) общего жизненного уклада. Поэтому мы должны видеть её в более широком кон-
1 Гуссерль Г. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 49-100.
тексте — в фундаментальном проекте той культуры, в которой она развивается. В конечном счёте к чему стремится человеческое общество, к тому стремится и его наука.