Шнейдер Л. Б.
Психология семенных отношении
Курс лекции
Шнейдер Л. Б.
Ш 76 Психология семенных отношении, Курс лекции. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»).
Данное учебное пособие составлено на основе курса лекции по психологии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах Москвы и других городов России.
Опираясь на богатый теоретический материал, в том числе на самые свежие данные, автор освещает весь спектр проблем семенных отношений: от истории семейной психологии до подготовки молодого поколения к семейной жизни Широкий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания как в теоретическом, так и практическом плане.
Книга адресована студентам-психологам, может быть полезна практическим психологам, преподавателям вузов, а также всем интересующимся проблемами семьи
|
|
Содержание
ОТ АВТОРА.................................................................................................................................................................................................................. 1
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................................................................................ 3
Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии.............................................................................................. 3
Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений.................................................................................... 7
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ............................................................................................... 9
Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней............................................................................ 9
Проблематика значимых отношений в системе психологического знания.......................................................................................... 12
ЭВОЛЮЦИЯ БРАКА И СЕМЬИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА......................................................................... 14
Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании................................................................ 15
Понятия «семья» и «брак».................................................................................................................................................................................... 23
Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте.................................................................................. 25
Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений......................................... 27
Нетрадиционные (особые) семьи...................................................................................................................................................................... 34
|
|
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений......................................................................................... 35
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе......................................... 35
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ......................................................................................................................................... 35
Различные категории современной семьи...................................................................................................................................................... 35
Современная модель семьи, ее особенности.................................................................................................................................................. 35
Психологически благополучная и неблагополучная современная семья............................................................................................ 35
Психологическое здоровье современной семьи............................................................................................................................................ 35
ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................................................ 35
Реализация индивидуальных потребностей в браке................................................................................................................................... 35
Многообразие семейных функций.................................................................................................................................................................... 35
Традиционные и современные функции семьи.............................................................................................................................................. 35
Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура............................................................................................................................... 35
Анализ деформаций семейного функционирования.................................................................................................................................... 35
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ........................................................................................................................................................................... 35
Динамика семейных отношений........................................................................................................................................................................ 35
Периодизация семейной жизни.......................................................................................................................................................................... 35
Период ухаживания.............................................................................................................................................................................................. 35
Молодая семья, ее задачи и особенности....................................................................................................................................................... 35
Пожилой человек и семья.................................................................................................................................................................................... 35
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................................................................. 35
Аттракция................................................................................................................................................................................................................. 35
Механизмы возникновения симпатии.............................................................................................................................................................. 35
Феномен любви и ее типы.................................................................................................................................................................................... 35
Русский эрос (концептуальный обзор)............................................................................................................................................................ 35
Источники и стили любви.................................................................................................................................................................................... 35
Условия сохранения эмоциональных отношений........................................................................................................................................ 35
Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни........................................................................................................... 35
СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ....................................................................................................................................................................... 35
Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты...................................................................................................... 35
Адаптация супругов в семье............................................................................................................................................................................... 35
Семейные ссоры..................................................................................................................................................................................................... 35
|
|
Специфика супружеского конфликта............................................................................................................................................................... 35
Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений................................................................................................................. 35
Честь, прощение и примирение.......................................................................................................................................................................... 35
Искусство прощать и искусство принимать прощение............................................................................................................................... 35
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ................................................................................................................................................. 35
До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода.......................................................................... 35
Становление пренатального материнства..................................................................................................................................................... 35
«Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?................................................................................................................................ 35
Факторы и условия психического риска для будущего ребенка............................................................................................................. 35
Материнство как психологический феномен................................................................................................................................................. 35
Материнство: врожденное или приобретенное?.......................................................................................................................................... 35
Формирование материнства............................................................................................................................................................................... 35
Родительская семья............................................................................................................................................................................................... 35
Взаимодействие с собственной матерью........................................................................................................................................................ 35
Игровая деятельность........................................................................................................................................................................................... 35
Няньчание................................................................................................................................................................................................................ 35
|
|
Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер................................................................................................ 35
Взаимодействие с собственным ребенком...................................................................................................................................................... 35
Особенности развития материнства в современных условиях................................................................................................................. 35
Семья как персональная микросреда развития ребенка............................................................................................................................ 35
Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей............................................................................................ 35
Семейная жизнь и воспитательные функции родителей............................................................................................................................ 35
Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи...................................................................................... 35
Влияние семьи на развитие ребенка................................................................................................................................................................. 35
Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье................................................................................... 35
Ребенок и семья....................................................................................................................................................................................................... 35
Соперничество детей в семье............................................................................................................................................................................. 35
Психологические особенности старшего и младшего ребенка................................................................................................................ 35
ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................................................................................................................ 35
Сексуальная символика русского фольклора............................................................................................................................................... 35
Проблема отношения полов............................................................................................................................................................................... 35
Гендерные исследования..................................................................................................................................................................................... 35
Понятие жизненного и сексуального сценария............................................................................................................................................. 35
Стадии психосексуального развития ребенка.............................................................................................................................................. 35
Сексуальные расстройства................................................................................................................................................................................. 35
ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ............................................................................................................................. 35
ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................. 35
Концепции и формы распада семейных отношений................................................................................................................................... 35
Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения............................................................................................................................. 35
Стадии развода...................................................................................................................................................................................................... 35
ПРИЛОЖЕНИЕ. Контрольные тесты для проверки знаний студентов.............................................................................................. 35
ОТ АВТОРА
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то — только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи. Даже пресловутый «брак по расчету» предполагает или допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»).
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения...») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.
Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попутно. Целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическая мысль ориентировалась на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, закономерности психического развития.
В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.
Содержание данной книги направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования.
Автор осознает, что обсуждение психологии семейных отношений из-за их значимости всегда задевает за живое. Однако в данном случае автор не собирался решать личные проблемы студентов и отнюдь не выступает в роли психолога-консультанта. Возможно, что знакомство с материалом данной книги позволит найти ответы на волнующие молодых людей вопросы, и это будет способствовать развязке каких-то проблемных жизненных ситуаций. Я буду только рада этому.
Задача же излагаемого курса — дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы психологии семейных отношений.
Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.
В книге компактно представлены основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономерностей и форма их изложения подчинены центральной идее — вооружить студентов знанием базовых психологических представлений в области семейных отношений, что является необходимым условием профессионального становления, познания других людей и себя, формирования экзистенционального и функционального образа Я специалиста-психолога.
Изучение данной книги безусловно должно быть дополнено самостоятельной работой студентов по ознакомлению с основополагающими научными трудами.
Эта книга не является полностью оригинальным авторским текстом и не содержит результатов собственных исследований, она была подготовлена на основе курса лекций по психологии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах г. Москвы.
Я выражаю искреннюю признательность студентам и выпускникам Московского открытого социального и Московского педагогического государственного университетов, без участия которых издание этой книги было не только невозможно, а просто немыслимо, а также всем моим слушателям в разных городах страны, внимание которых было важным стимулом в работе над книгой.