Содержание. Психология семенных отношении

Шнейдер Л. Б.

Психология семенных отношении

Курс лекции

Шнейдер Л. Б.

Ш 76 Психология семенных отношении, Курс лекции. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2000, - 512 с. (Серия «Кафед­ра психологии»).

Данное учебное пособие составлено на основе курса лекции по психологии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах Москвы и других городов России.

Опираясь на богатый теоретический материал, в том числе на самые свежие данные, автор освещает весь спектр проблем семенных отношений: от истории семейной психологии до подготовки молодого поколения к семейной жизни Широ­кий комплекс анализируемых проблем и глубокий уровень их проработки позволит студентам сформировать адекватное и исчерпывающее представление о современном состоянии данной отрасли психологического знания как в теоретическом, так и практическом плане.

Книга адресована студентам-психологам, может быть полезна практическим психологам, преподавателям вузов, а также всем интересующимся проблемами семьи

Содержание

ОТ АВТОРА.................................................................................................................................................................................................................. 1

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................................................................................ 3

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии.............................................................................................. 3

Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений.................................................................................... 7

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ............................................................................................... 9

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней............................................................................ 9

Проблематика значимых отношений в системе психологического знания.......................................................................................... 12

ЭВОЛЮЦИЯ БРАКА И СЕМЬИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА......................................................................... 14

Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании................................................................ 15

Понятия «семья» и «брак».................................................................................................................................................................................... 23

Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте.................................................................................. 25

Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений......................................... 27

Нетрадиционные (особые) семьи...................................................................................................................................................................... 34

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений......................................................................................... 35

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе......................................... 35

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ......................................................................................................................................... 35

Различные категории современной семьи...................................................................................................................................................... 35

Современная модель семьи, ее особенности.................................................................................................................................................. 35

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья............................................................................................ 35

Психологическое здоровье современной семьи............................................................................................................................................ 35

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ................................................................................ 35

Реализация индивидуальных потребностей в браке................................................................................................................................... 35

Многообразие семейных функций.................................................................................................................................................................... 35

Традиционные и современные функции семьи.............................................................................................................................................. 35

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура............................................................................................................................... 35

Анализ деформаций семейного функционирования.................................................................................................................................... 35

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ........................................................................................................................................................................... 35

Динамика семейных отношений........................................................................................................................................................................ 35

Периодизация семейной жизни.......................................................................................................................................................................... 35

Период ухаживания.............................................................................................................................................................................................. 35

Молодая семья, ее задачи и особенности....................................................................................................................................................... 35

Пожилой человек и семья.................................................................................................................................................................................... 35

ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................................................................. 35

Аттракция................................................................................................................................................................................................................. 35

Механизмы возникновения симпатии.............................................................................................................................................................. 35

Феномен любви и ее типы.................................................................................................................................................................................... 35

Русский эрос (концептуальный обзор)............................................................................................................................................................ 35

Источники и стили любви.................................................................................................................................................................................... 35

Условия сохранения эмоциональных отношений........................................................................................................................................ 35

Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни........................................................................................................... 35

СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ....................................................................................................................................................................... 35

Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты...................................................................................................... 35

Адаптация супругов в семье............................................................................................................................................................................... 35

Семейные ссоры..................................................................................................................................................................................................... 35

Специфика супружеского конфликта............................................................................................................................................................... 35

Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений................................................................................................................. 35

Честь, прощение и примирение.......................................................................................................................................................................... 35

Искусство прощать и искусство принимать прощение............................................................................................................................... 35

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ................................................................................................................................................. 35

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода.......................................................................... 35

Становление пренатального материнства..................................................................................................................................................... 35

«Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?................................................................................................................................ 35

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка............................................................................................................. 35

Материнство как психологический феномен................................................................................................................................................. 35

Материнство: врожденное или приобретенное?.......................................................................................................................................... 35

Формирование материнства............................................................................................................................................................................... 35

Родительская семья............................................................................................................................................................................................... 35

Взаимодействие с собственной матерью........................................................................................................................................................ 35

Игровая деятельность........................................................................................................................................................................................... 35

Няньчание................................................................................................................................................................................................................ 35

Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер................................................................................................ 35

Взаимодействие с собственным ребенком...................................................................................................................................................... 35

Особенности развития материнства в современных условиях................................................................................................................. 35

Семья как персональная микросреда развития ребенка............................................................................................................................ 35

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей............................................................................................ 35

Семейная жизнь и воспитательные функции родителей............................................................................................................................ 35

Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи...................................................................................... 35

Влияние семьи на развитие ребенка................................................................................................................................................................. 35

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье................................................................................... 35

Ребенок и семья....................................................................................................................................................................................................... 35

Соперничество детей в семье............................................................................................................................................................................. 35

Психологические особенности старшего и младшего ребенка................................................................................................................ 35

ПСИХОЛОГИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ................................................................................................................................................................ 35

Сексуальная символика русского фольклора............................................................................................................................................... 35

Проблема отношения полов............................................................................................................................................................................... 35

Гендерные исследования..................................................................................................................................................................................... 35

Понятие жизненного и сексуального сценария............................................................................................................................................. 35

Стадии психосексуального развития ребенка.............................................................................................................................................. 35

Сексуальные расстройства................................................................................................................................................................................. 35

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ............................................................................................................................. 35

ПРОЦЕССЫ РАСПАДА И ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ............................................................................. 35

Концепции и формы распада семейных отношений................................................................................................................................... 35

Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения............................................................................................................................. 35

Стадии развода...................................................................................................................................................................................................... 35

ПРИЛОЖЕНИЕ. Контрольные тесты для проверки знаний студентов.............................................................................................. 35


ОТ АВТОРА

Функционирование человека как живого существа предпо­лагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, ка­кие-то — только совместно с кем-либо. Если с момента суще­ствования брака (объединения мужчины и женщины) значимы­ми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспита­тельная функции, то к настоящему моменту повсеместно усили­ваются психотерапевтическая функция, функция эмоциональ­ной поддержки. Брак в его современном виде оценивается с по­зиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ве­дет к созданию семьи. Даже пресловутый «брак по расчету» пред­полагает или допускает возникновение любви («стерпится — слюбится»).

Каждый человек уникален и неповторим, оборотной сто­роной этой уникальности является фатальное одиночество. («Все мы одиноки, и нет нам прощения...») Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений тол­кает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.

Творческое наследие отечественных и зарубежных психо­логов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попут­но. Целостное, систематическое изложение психологии семей­ных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки — как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не досто­верны. Психологическая мысль ориентировалась на фундамен­тальную науку, изучающую личность, деятельность, закономер­ности психического развития.

В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание спе­циалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами се­мейного воспитания. Последние годы в практической психоло­гии развивается семейное консультирование по проблемам суп­ружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Содержание данной книги направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии се­мейных отношений на современном этапе, ее основных направ­лениях, возможностях практического использования.

Автор осознает, что обсуждение психологии семейных от­ношений из-за их значимости всегда задевает за живое. Однако в данном случае автор не собирался решать личные проблемы сту­дентов и отнюдь не выступает в роли психолога-консультанта. Возможно, что знакомство с материалом данной книги позво­лит найти ответы на волнующие молодых людей вопросы, и это будет способствовать развязке каких-то проблемных жизненных ситуаций. Я буду только рада этому.

Задача же излагаемого курса — дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы психологии семейных отно­шений.

Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональ­ном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологичес­ком климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.

В книге компактно представлены основные достижения отечественной и мировой психологической науки и практики. Выбор конкретных фактов, теорий, результатов, закономернос­тей и форма их изложения подчинены центральной идее — во­оружить студентов знанием базовых психологических представ­лений в области семейных отношений, что является необходи­мым условием профессионального становления, познания дру­гих людей и себя, формирования экзистенционального и функ­ционального образа Я специалиста-психолога.

Изучение данной книги безусловно должно быть дополне­но самостоятельной работой студентов по ознакомлению с ос­новополагающими научными трудами.

Эта книга не является полностью оригинальным авторс­ким текстом и не содержит результатов собственных исследова­ний, она была подготовлена на основе курса лекций по психо­логии семейных отношений, читавшихся автором в течение ряда лет в вузах г. Москвы.

Я выражаю искреннюю признательность студентам и вы­пускникам Московского открытого социального и Московского педагогического государственного университетов, без участия которых издание этой книги было не только невозможно, а про­сто немыслимо, а также всем моим слушателям в разных горо­дах страны, внимание которых было важным стимулом в работе над книгой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: