Материнство как психологический феномен

Материнство — сложный феномен, имеющий физиологи­ческие механизмы, эволюционную историю, культурные и ин­дивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый инсти­тут материнства, который в качестве составной части включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способы рассчитаны на то, что часть содержаний своих функций мать будет осознавать, а часть — нет. Соответственно, в обществен­ном сознании также не все функции матери полностью осозна­ются, часть из них представлена в форме поверий, примет, суе­верий и т. п. Все это вместе может быть охарактеризовано как конкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само по себе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства» ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постоянно происходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению в самих общественных отношениях. Изменяется и отношение женщины к своей роли матери. В современных условиях эти изменения на­столько стремительны, что имеющийся «путь к модели» мате­ринства, складывающийся в общественной практике в течение десятков тысяч лет и включающий в себя способы формирова­ния у матери наряду с осознаваемыми неосознаваемых ни ею самой, ни обществом материнских функций, не успевает изме­ниться соответствующим образом.

В наши дни материнство занимает незначительное место в иерархии ценностей женщины. Заметное возрастание стремле­ния к высокому профессиональному статусу и карьере, повы­шенная тяга к благосостоянию и высокому уровню потребления препятствуют родительству. Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответствующей моделью материнства. Усугубля­ет положение разрыв межпоколенных связей, утрата традици­онных способов передачи опыта и оформления материнско-дет-ского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказы­вается неосведомленной об элементарных особенностях разви­тия ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок.

Интерес к материнству в психологии возник первоначаль­но в русле двух направлений: при изучении роли матери в обра­зовании ранних личностных структур (психоанализ и другие на­правления психологии личности: З. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Дж. Боулби и др.) и в практических исследованиях, связан­ных с нарушением психического развития ребенка (задержки и нарушения психического развития, детская психиатрия, соци­альная дезадаптация, психологические проблемы детей и под­ростков: А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.). В отечественной психологии в рамках второго направления изу­чалось материнское отношение, материнская (родительская) позиция, дстско-родительское взаимодействие (В. И. Гарбузов, Э. Г. Эйдемиллер, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина и др.).

В современной психологии личности и психотерапевти­чески ориентированных направлениях материнство изучается в аспекте удовлетворенности женщины своей материнской ро­лью, как стадия личностной и половой идентификации (Р. М. Shereshefsky and L. J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, М. J. Gersoon at all, W. B. Miller и др.). Во всех этих случаях выделя­ются отдельные стороны материнства или отдельные его функ­ции. Самостоятельным направлением можно считать перина-тальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода в психологическом и фи­зиологическом аспектах.

Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в детской психологии, как отечественной, так и зарубежной. Роль взрослого в развитии ре­бенка как представителя человеческого рода, принятая в каче­стве основополагающей в культурно-историческом подходе, в отечественной психологии легла в основу выделения взаимо­действия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования (М. М, Лисина, Е. О. Смирнова, Н. Н. Ав­деева, С. Ю. Мещерякова, О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Г. В. Скобло, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, Г. И. Свердлова, И. Ю. Ильина и др.). Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка как субъекта познавательной активности, общения, са­мосознания. В зарубежных исследованиях (осуществляемых в пер­вую очередь в рамках таких подходе», как социальное научение —.1. В. Roller, D. N. Stem, 1. 1-ietd и др., психоанализ — З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон и др., теория объектных отношений — М. Кляйн, Д. Винникотт, М. Маллер и др.) мать и ребенок рассматриваются как составляющие единой диадической сис­темы, только в рамках этой системы приобретающие статус «матери» и «ребенка» и взаимно развивающиеся как элементы этой системы. Мать рассматривается как «среда» для ребенка, а ребенок в свою очередь будучи «объектом» для матери, — как ее проявление в качестве этой «среды» (и наоборот). Таким обра­зом, в качестве объекта исследования здесь тоже выступает вза­имодействие матери с ребенком.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материн­ство как обеспечение условий для развития ребенка и материн­ство как часть личностной сферы женщины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: