Игровая деятельность интерпретируется в разных психологических подходах в зависимости от взглядов на роль игры в развитии личности (проигрывание личностных конфликтов в психоанализе, развивающая функция игры в отечественной психологии и т. п.)*. Однако все соглашаются с тем, что в сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» и в «семью» происходят конкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Первоначально возникают сюжетно-отобразительные действия (кормление куклы, укачивание), а затем принятие на себя роли матери. Играя, девочка «примеривает» к себе разные «образы себя», реализует свое желание побыть матерью; естественно, что при этом жизнь матери мифологизируется**. Важно отметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых как к самим куклам, так и к играм девочки***. Благодаря активной форме участия в играх достигается высокий уровень запоминания событий, имевших место в игре, что соответствует данным психологии, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% — из того, что он видит, и 90% — из того, что он делает****. Проживание в роли состояний своего персонажа, идентификация с ним, моделирование в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает возможность «отработки» не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы. С этой точки зрения сюжетно-ролевая игра в «дочки-матери» не может быть заменена режиссерской, например с «Барби». В. В. Абраменкова называет куклу Барби секс-символом, благодаря которой, по ее мнению, архетип материнства незаметно подменился архетипом блуда*****. Значение, которое придавалось кукле в народной педагогике, свидетельствует об осознании связи игры в куклы с развитием материнства. В России кукла передавалась от матери к дочери, специально изготовлялась для дочери. Куклу наряжали к празднику, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Эти традиции помогали сохранять и поддерживать культурную и семейную модели материнства******. В современном обществе на этом этапе развития полноценной замены усмотреть не удается.
|
|
* Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М., 1996.
** Розин В. М. Что такое игра? (От игр маленьких детей до игр деловых). // Мир психологии, 1998. №4. С. 23—33.
*** Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие. М., 1999.
**** Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологичсской подготовки/ Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, 1977, с. 185.
***** Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка.// Мир психологии, 1998. №4. С. 76.
****** Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собрано М. Забылиныным. М., 1880.
Несмотря на большое значение в развитии психики ребенка, игровая деятельность мало исследована в плане развития материнства. Но можно предположить, что в игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы поведения.