double arrow

Игровая деятельность


Игровая деятельность интерпретируется в разных психоло­гических подходах в зависимости от взглядов на роль игры в развитии личности (проигрывание личностных конфликтов в пси­хоанализе, развивающая функция игры в отечественной психо­логии и т. п.)*. Однако все соглашаются с тем, что в сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» и в «семью» происходят конкре­тизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Первоначально возникают сюжетно-отобразительные действия (кормление куклы, укачивание), а затем принятие на себя роли матери. Играя, девочка «примеривает» к себе разные «образы себя», реализует свое желание побыть матерью; естественно, что при этом жизнь матери мифологизируется**. Важно отметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых как к самим куклам, так и к играм девочки***. Благодаря активной форме уча­стия в играх достигается высокий уровень запоминания собы­тий, имевших место в игре, что соответствует данным психоло­гии, согласно которым у человека остается в памяти приблизи­тельно 10% из того, что он слышит, 50% — из того, что он видит, и 90% — из того, что он делает****. Проживание в роли состояний своего персонажа, идентификация с ним, моделиро­вание в игровых ситуациях реальных событий из жизни дает воз­можность «отработки» не только мотивационных основ, но и операционального состава материнской сферы. С этой точки зре­ния сюжетно-ролевая игра в «дочки-матери» не может быть за­менена режиссерской, например с «Барби». В. В. Абраменкова называет куклу Барби секс-символом, благодаря которой, по ее мнению, архетип материнства незаметно подменился архетипом блуда*****. Значение, которое придавалось кукле в народной педаго­гике, свидетельствует об осознании связи игры в куклы с разви­тием материнства. В России кукла передавалась от матери к доче­ри, специально изготовлялась для дочери. Куклу наряжали к празднику, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Эти традиции помогали сохранять и поддерживать культурную и семейную модели материнства******. В современном обществе на этом этапе развития полноценной замены усмотреть не удается.

* Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М., 1996.

** Розин В. М. Что такое игра? (От игр маленьких детей до игр деловых). // Мир психологии, 1998. №4. С. 23—33.

*** Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учеб­ное пособие. М., 1999.

**** Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологичсской подготовки/ Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, 1977, с. 185.

***** Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка.// Мир психоло­гии, 1998. №4. С. 76.

****** Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Со­брано М. Забылиныным. М., 1880.

Несмотря на большое значение в развитии психики ребен­ка, игровая деятельность мало исследована в плане развития материнства. Но можно предположить, что в игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы по­ведения.


Сейчас читают про: