Формирование материнства

Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть доста­точно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаи­модействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. «Мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука — это собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и — что очень важно – она многому научилась в раннем детстве, играя в «дочки-матери»*. Д. Рафаэль-Леф также считает, что жен­щина начинает становиться матерью с раннего детства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Как отме­чают многие исследователи, самыми решающими считаются отно­шения с собственной матерью и семейная модель материнства (Филиппова Г. Г., Колпакова М. Ю., Захаров А. И., Брутман В. И., Северный А. А., Ениколопов С. Н. и др.). В зарубежной психологии выделилось самостоятельное направление, предметом которого являются матсринско-дочерние отношения. Авторы выделили бо­лее 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду мате­ринства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положения, личностные качества, связь с особенно­стями развития ребенка*.

* Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 47.

** См.: Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М., 1999.

В данной работе проанализированы некоторые аспекты, влияющие на формирование материнской сферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: