Основная задача стояночной вахты в машинном отделе-! нии — это обеспечение судна и его производственной деятельности (грузовые и пассажирские операции, ремонтно-профилак< тические работы) электроэнергией, а во время чрезвычайных обстоятельств — работу аварийно-спасательных средств. Вах^ 'генные механики, электромеханики, машинисты, мотористы,! электрики и другие специалисты обслуживают генераторы, аг-| регаты, вырабатывающие электричество и пар, которые в свою! очередь дают для производственных целей и бытД^ых нужд си-| ловую энергию, свет, воздух, тепло, опресненную воду и пр.
Вахтенный механик организует надлежащее несение вахтен-| ной службы в машине и наблюдает за ходом ремонта и профи-| лактики как силами команды, так и заводскими рабочими. От обязан выполнять распоряжения вахтенного помощника, касающиеся откатки воды Из трюмных льял, балластных танков, обеспечивать действие насосов и различных систем по тревогам, а также исполнять другие законные указания вахтенного штур-:
мана.
В ведении вахтенного электромеханика и электриков находится вся электротехническая часть машинно-котельного отде-1 ления и палубных участков, за нормальное и бесперебойное действие которой они несут полную ответственность.
Мотористы (машинисты) подчиняются вахтенному механику;
и работают под его непосредственным руководством. Смена вах-|
тенных мотористов (машинистов, кочегаров) происходит только с разрешения вахтенного механика, который обязан лично присутствовать в машинном отделении при смене вахт. Вахтенный механик не имеет права отлучаться с вахты без разрешения стармеха, а в его отсутствие — второго механика. Во время суточной вахты на стоянке вахтенный электромеханик с разрешения вахтенного механика может отдыхать у себя в каюте, но только одетым. При уходе из машинно-котельного отделения вахтенный механик, а также электромеханик обязаны каждый раз уведомлять вахтенного моториста (машиниста) о том, где их можно в любой момент быстро найти и какими средствами экстренно вызвать в машинное отделение.
Во время стоянок в портах вахтенный механик при отсутствии в машине срочных работ может привлекаться к выполнению в ночное время функций патрулирования по судну и помещениям поочередно с вахтенным помощником или дежурным командиром.
Старший механик, отлучаясь с разрешения капитана с судна, стоящего на рейде или в иных сложных условиях, в том числе с опасным грузом на борту, должен оставлять вместо себя второго механика
Радиовахта во время стоянки судна в базовых портах не несется совсем, а в прочих портах ведется лишь слуховое наблюдение и работа только на прием по так называемому блинду, когда береговая станция ведет передачу радиограмм без согласия корреспондента. На рейдовых стоянках в портпунктах радиосвязь осуществляется по тому же регламенту и расписанию, что и на ходу судна.
Порядок несения вахты радиосвязи на стоянках судов в портах, портпунктах и на рейдах определяет начальник судовой радиостанции по согласованию с капитаном судна, при этом он руководствуется Правилами радиосвязи на морском флоте.
Г л а в а V