Пожарно-8дхтенная служба

Как было сказано ранее, для судна, стоящего в порту или на рейде, наиболее реальной опасностью является пожар. Предус­мотренный Уставом службы порядок, при котором определенная часть экипажа после рабочего дня оставляется на борту для де­журства, имеет своей основной целью обеспечить готовность всех средств судна к успешной борьбе с огнем.

Из числа "лиц, оставляемых ежедневно на борту, формирует­ся так называемая пожарная вахта, которая входит составной частью в минимальную норму экипажа, обязанного постоянно

•пребывать на судне.

Как известно, общее количество оставляемого на борту эки­пажа складывается из числа лиц, одновременно находящихся на вахте по палубе и машине, трюмных матросов и состава упо­мянутой выше пожарной вахты. Приведем пример расчета ко­личества людей, которые включаются в состав пожарной вахты.

Транспортный теплоход с экипажем по штатному расписа­нию 45 человек, стоящий на рейде под грузовыми операциями,

-которые производятся на три трюма, обязан иметь на борту не

-менее одной трети личного состава, т. е. 15 человек. В это ко­личество входят: вахтенный штурман, вахтенный механик, вах­тенный матрос, вахтенный моторист, вахтенный электрик, вах­тенный радиооператор, три трюмных матроса. Следовательно, на пожарную вахту должны быть дополнительно назначены шесть человек.

Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют пра­ва отлучаться с судна. Лишь в исключительных случаях, по разрешению вахтенного помощника пожарник может сойти с борта, но тогда вместо него штурман временно назначает дру­гого человека из числа находящихся на судне свободных членом экипажа. В течение дежурства судовые пожарники отдыхают в своих каютах, не раздеваясь и не разуваясь, чтобы по тревоге немедленно приступить к выполнению обязанностей, предусмот­ренных расписанием.

Список членов экипажа, назначаемых для несения пожар­ной вахты, ежедневно составляет старший помощник и до окон­чания рабочего дня вывешивает на видном месте, рядом с ти­повым расписанием по тревогам, какое разрабатывается на пе­риод стоянки. Одновременно указанный список заносят в жур­нал пожарно-вахтенной службы, хранящийся у вахтенного по­мощника. Рекомендуется, чтобы график несения пожарной вах­ты составлялся сразу на всю стоянку судна, а если она предпо­лагается длительной, то хотя бы на пять—семь дней. Этот гра­фик старпом согласовывает с руководителями других команд, дает на утверждение капитану, заблаговременно объявляет всему личному составу.

Не позднее чем через час после окончания судовых работ вахтенный помощник собирает состав пожарной вахты и- дает ему обстоятельный инструктаж на случай, если будет объявле­на тревога. Не менее двух обученных человек из числа пожар­ников снабжаются кислородными изолирующими приборами (КИП-7), правила пользования которыми они обязаны хорошо знать. Остальным лицам из пожарной вахты поручается в слу­чае необходимости действовать шлангами, огнетушителями и другими средствами борьбы с огнем. Факт получения инструк­тажа подтверждается каждым пожарником собственноручной подписью в журнале пожарно-вахтенной службы.

Журнал пожарно-вахтенной службы должен быть пронуме­рован, прошнурован и скреплен судовой печатью и подписью капитана. Ответственность за своевременное и правильное за­полнение журнала возложена на старпома. Капитан судна и инспектирующие лица регулярно проверяют этот журнал.

В течение суточного дежурства вахтенный помощник перио­дически проверяет наличие на борту всего состава пожарной 109

вахты и время от времени контролирует готовность м немедлен­ным действиям по тревоге.

Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, 'по усмотрению вахтенного помощника привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.

Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту, обязаны в лю­бое время суток, днем и ночью, по сигналу тревоги сразу при­быть в распоряжение вахтенного помощника и при тушении по­жара действовать по его указанию. Уклонение без уважитель­ных причин от участия в борьбе с огнем является преступным и преследуется по закону. ,^

При отсутствии на борту капитана или старшего помощнЩ ка общее руководство борьбой за живучесть судна и действия! ми по ликвидации последствий аварии осуществляет вахтен-| ный помощник. Работу технических средств тушения пожара или удаления из судовых помещений забортной воды обеспечив вает вахтенный механик, который беспрекословно исполняет1 все приказания помощника, согласовывая с ним мероприятия, какие он считает целесообразным з данных условиях провести.'


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: