Экстази

Экстази — общее название группы синтетических нар­котиков-стимуляторов (MDMA — «Адам», MEDA — «Ева» и др.). У некоторых из них присутствует галлюциногенный эффект. Белые, коричневые, розовые или желтые капсулы содержат около 150 мг, препараты часто бывают с рисун­ком. Распространяется в ночных клубах, дискотеках, популярны у школьников-старшеклассников. Достаточно дорог для ежедневного употребления.

Опыты на животных показали, что даже при недолгов­ременном употреблении экстази убивает клетки мозга, вырабатывающие серотонин - вещество, с помощью ко­торого мозг контролирует перепады настроения

Симптомы опьянения

Наркотическое действие препарата продолжается от 3 до 6 часов. Возбуждение ЦНС, поднимается тонус орга­низма, увеличивается выносливость, физическая сила. Ускоряются все реакции организма. Под действием этого наркотика принявший его может выдержать экстремаль­ные физические и эмоциональные нагрузки, не спать и не чувствовать усталости. За искусственный «разгон» орга­низма приходится расплачиваться: после прекращения действия наркотика наблюдается состояние апатии, по-


давленности, сильной усталости и сонливости. Это состо­яние может продолжаться несколько дней, т. к. организму требуется восстановить израсходованные силы.

Последствия применения

Быстро возникает психическая зависимость — без пре­парата человек не способен к продуктивной деятельности. Со временем «подкачка» требуется для выполнения впол­не обычной работы. Употребление препарата приводит к физическому и нервному истощению. Ресурсы организма быстро исчерпываются, сильно страдают нервная систе­ма, сердце, печень. Длительное употребление приводит к дистрофии внутренних органов. Препарат влияет на гене­тический код и будущее потомство. Истощение психики приводит к тяжелейшим депрессиям, вплоть до самоубий­ства.

В настоящий момент среди школьников среднего воз­раста сформировалась достаточно обширная группа по­тенциальных потребителей экстази — они уже находятся на стадии социальной зависимости от наркотика и ждут возможности включиться в процесс его употребления. Это является частью молодежной субкультуры.

Галлюциногены

ЛСД— синтетический наркотик. Бесцветный порошок без запаха или прозрачная жидкость без запаха. Этой жид­костью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу, ткань. Затем пропитанную основу разрезают на кусочки-дозы.

Псилоцин и псилоцибин — наркотическое вещество, об­ладающее галлюциногенным эффектом. Содержится в грибах-поганках. Наибольшей популярностью грибы по­льзуются у подростков среднего возраста. Главная опас­ность этих наркотиков — их доступность.

Признаки опьянения

Повышенная частота пульса, повышенное давление, расширение зрачков, дрожание рук, сухость кожи. Наркотическое опьянение сопровождается нарушением восприятия окружающего, нарушениями ощущения собственного тела, нарушениями координации движений, полностью теряется контроль над собой. Употребление препарата ве­дет за собой необратимые изменения в структуре головного мозга, возникают психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Даже однократный прием ЛСД может привести к измене-


нию генетического кода и необратимо повредить голов­ной мозг. В психике могут остаться следы, неотличимые от заболевания шизофренией. Наркотик накапливается в клетках мозга. Оставаясь там на длительное время, он мо­жет вызывать те же ощущения, как непосредственно после приема, даже спустя несколько месяцев.


Глава 4 ТОКСИКОМАНИЯ И ТОКСИКОМАНЫ

В XIX веке наблюдались случаи вдыхания паров эфи­ра с целью опьянения. В последующем с этой же целью использовались многие средства, применяемые для нар- i коза. В 60-х годах нашего века в США и Европе появи­лись первые нюхатели (снифферы) клея и бензина. В на­шей стране впервые подростки 12—14 лет с токсикома­нией, по утверждению Калачевой И. О. и Мазур А. Г. (1997), начали поступать в Детскую психиатрическую бо­льницу Москвы в 90-е годы, но в то время данная группы больных была немногочисленной. Начиная с 1994—96 гг. отмечается значительное увеличение и омоложение па­циентов с этим диагнозом. Если первые исследования социальных факторов не выявили закономерности между неблагополучными семьями и частотой случаев токсико­мании, то последние исследования в этом направлении свидетельствуют, что токсикомания чаще всего встречается в семьях с низким экономическим и культурным уровнем. Почти во всех случаях токсикомании отмеча­лись явления социальной и педагогической запущенно­сти. При отсутствии устойчивых, положительных инте­ресов дети охотно группируются с асоциально ориентированными, старшими по возрасту подростками и в их компании впервые прибегают к вдыханию паров одурманивающих веществ. В настоящее время злоупотребляют ингалянтами (клей, ацетон и пр.) даже дети 6—8 лет, поскольку эти вещества можно приобрести в любом хозяйственном магазине.

Токсикомания — заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. В наблюдениях последних лет отмечается быстрое формирова­ние физической зависимости и психоорганического синдрома с интеллектуально-мнестическими расстройствами. Число рецидивов от общего числа выписанных больных достигает 20 %, из них около 60 % практически вновь начинали злоупотреблять в первые же дни после выписки.


Клиническая картина рецидивов отличается быстрым, даже катастрофическим формированием психоорганиче­ского синдрома с выраженными интеллектуально-мнестическими расстройствами, аффективной патологией — дисфориями, психопатоподобными расстройствами и делинквентным поведением.

Как и алкоголизм, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы для приобретения, хранения и употребления токсических веществ. За компа­нию легче преодолевается естественный страх перед ток­сическими отравлениями, интереснее совместно пере­жить состояние токсического «кайфа». В этом состоянии подросткам свойственны повышенная внушаемость, за­висимое от группы поведение. Достаточно быстрое при­выкание и стремление к регулярному употреблению ток­сического вещества приводит к очень быстрым и значите­льным изменениям в интеллектуально-мнестической и личностной сферах. Поэтому они становятся орудием у более сильных лидеров (вожаков) для совершения пре­ступлений. Криминальные группы токсикоманов относят к примитивным преступным группам.

Мода на различные токсические вещества постоянно меняется, но меняются и способы вдыхания. Токсикома­ны используют полиэтиленовые или пластиковые пакеты, в которые вливается или кладется вата, тряпка, смоченная летучим веществом. Пакеты надевают на голову, кладут за пазуху, погружают лицо, а руками плотно прижимают края пакета к лицу. Используют трубки, выбривают часть волосяного покрова на затылке и прикладывают смочен­ные раствором вату (тряпку) и пр.

Пирожков В. Ф. (1998) выделяет следующие мотивы употребления токсических веществ. Они почти полно­стью совпадают с типологией алкоголизма у подростков: из любопытства; бравада своей смелостью; стремление самоутвердиться в среде себе подобных; групповая со­причастность за компанию; получить «кайф» — рассла­биться; желание развлечься; желание уйти от трудных жизненных проблем; снять психологический барьер пе­ред совершением других форм асоциального и кримина­льного поведения (групповой секс, преступления и т. п.).


В зависимости от вида токсических веществ и спосо­бов употребления различают следующие типы токсикома­нов:

а) аппликаторщик — употребляет ТВ (токсические вещества), накладывая смоченный тампон с ТВ на за­тылочную часть головы (чаще ацетон);

б) нюхач - подросток, «балдеющий» при помощи
вдыхания различных летучих веществ (клеев, лаков, рас­творителей и т. п.);

в) колесник (таблетка) — глотает психотропные ле­карственные вещества как «тормозящие» психическую де­ятельность (транквилизаторы), так активизирующие ее
(эфиросодержащие препараты);

г) ширевой - подросток, «севший на иглу», кото­рый вводит в вену токсические вещества, не относящиеся
к типу наркотиков (например, настой табака).

Употребление токсических веществ часто происходит в общественном месте. Подростки сидят группами на ска­мейке во дворе, школьном туалете, иногда даже в классе на уроке, молчаливые и застывшие. Они начинают прогули­вать занятия, хуже учиться, более утомляемы, раздражите­льны, плаксивы.

Установить, что подросток начал использовать токси­ческие вещества, несложно. Вот на какие признаки указы­вают Еникеева Д. Д. (1999) и Пирожков В. Ф. (1998).

Во-первых, обнаружить можно по характерному запа­ху, исходящему от их одежды, от носимых с собой различ­ных емкостей (пузырьков), целлофановых пакетов, ноше­нию ваты в носу, смоченной токсической жидкостью. Этот запах длительное время сохраняется даже в выдыхае­мом подростком воздухе.

— Наличие выбритого затылка, наколки на руке;

— наличие сыпи вокруг рта и носа, раздражение век и
глаз. В тех случаях, когда подросток выбривает затылок,
кожа в месте прикладывания ваты (тряпки) покрасневшая
и раздраженная;

— внешний вид неопрятный, видны следы клея;

— стремление к группированию и уединению в пере­рывах между занятиями;

— нарушение сна, аппетита, повышенная утомляе­мость;


— подросток пропускает школьные занятия, не гото­вит домашние задания, теряет интерес к учению, почти не
бывает дома;

— становится грубыми, раздражительными, на вопро­сы учителей и родителей огрызается.

Сформированная зависимость, помимо разрушитель­ного влияния на интеллект разрушает личность в целом. Все, что раньше интересовало подростков, теряет значе­ние. Влечение проявляется в неуправляемом поведении. Они уже перестают скрывать употребление токсических веществ и переходят от группового употребления к индивидуальному, в одиночку. Если пытаться отобрать у них ингалянт или прервать процесс вдыхания, подростки мо­гут даже подраться с родителями. Бывают случаи воровст­ва: уносят ценные домашние вещи, крадут у одноклассни­ков, чтобы раздобыть деньги.

В случае выявления токсикоманов необходимо устано­вить круг их общения, связи, взаимное влияние, лидерст­во, а также лиц, поставляющих в школу, училище токсиче­ские вещества и склоняющих учащихся к их употребле­нию.

Последствиями токсикомании являются снижение концентрации внимания, объема памяти, интеллекта, полностью теряется интерес к учебе. Речь бедная, с испо­льзованием одних и тех же оборотов. Через несколько ме­сяцев развиваются токсическая энцефалопатия и слабо­умие. Теряется способность ориентироваться в новой об­становке. Жалобы на головную боль, головокружение, не­переносимость транспорта, бессонницу. Помимо тяжелых психических нарушений наблюдаются поражения ЦНС, внутренних органов (печени, почек, дыхательных путей) и многое другое. Смерть наступает от паралича дыхательно­го центра, асфиксии или из-за несчастных случаев.

По закону все токсикоманы должны быть поставлены на диспансерный учет и организовано их лечение.

В набор мер профилактики входит антитоксическое просвещение, вовлечение подростков в социально полез­ную деятельность и подростковые объединения, индиви­дуальное шефство, жесткий тотальный контроль.

Виды токсичных веществ

Ингалянтные. Злоупотребление галлюциногенами и холинометическая токсикомания (димедрол, циклодол).


Другие виды злоупотреблений (транквилизаторы, кофе-низм, никотинизм)

Ингалянтные — техническая и бытовая химия (бензин, ацетон, клей, пятновыводитель, растворители нитрокра­сок). Опьянение парами бензина, наступает в течение 5—10 минут. Краснеет лицо, эйфория — расплывается блаженной улыбке. Если ингаляция прекращается, то опь­янение проходит за 15—20 минут и сменяется вялостью головной болью. Если вдыхание продолжается, то разви­вается делирий. Яркие галлюцинации устрашающего ха­рактера. Реже слуховые галлюцинации (акоазмы — шумы, гудки, звон, неразборчивая речь).

Токсикоманы как бы отключаются от окружающее действительности, галлюцинации принимаются за дейст­вительную реальность. При прекращении ингаляции гал­люцинации исчезают, и к ним появляется критическое от­ношение. Делирий длится около получаса и сменяется апатией, астенией, головной болью.

Опьянение парами пятновыводителя. Ингалируют груп­пой. Быстро наступает эйфория, смех одного заражает других. Появляются визуальные представления: «О чем подумаю, то и будет». Подростки фантазируют на приклю­ченческие и сексуальные темы. При продолжительности вдыхания представления уже не возникают. Развивается онейроид с галлюцинациями — возникают видения, напо­минающие увлекательный фильм. От окружающих отклю­чены, но сохраняют сознание того, что видения вызваны, а не реальны.

Ацетон, растворители. Опьянение этими веществами сходно с онейроидом. Онейроид протекает тяжелее, с оглушением. Участники сидят оцепеневшие, с опущенной головой, на лице застывшая улыбка, при обращении к ним отмахиваются, что-то бормочут. При передозировке на­ступают сопор и кома.

Опьянение клеем. Проявляется эйфорией и онейрои­дом. Видение в виде мультфильмов, галлюцинации ярко окрашены. Передозировка — сопор, кома. Последствия

Психоорганический синдром: ослабляет память, трудно сосредоточиться, плохо соображают. Резко падает способ­ность усваивать учебный материал. Пассивность и склон­ность к безделью могут чередоваться со злобностью и аг­рессивностью.


Глава 5 ДРУГИЕ ВИДЫ ЗАВИСИМОСТЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: