double arrow

Философия Фомы Аквинского (томизм)

1. Фома Аквинский (1225-1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

2. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть «очевидное» доказательство существования Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

- причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;

- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог;

- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

3. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

- разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение - одна из ключевых идей католичества;

- подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

- подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

- считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть «чистая идея», которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);

- доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

- сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

- все состоит из материи и формы (идеи);

- суть любой вещи - единство формы и материи;

- форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

- форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

- идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

4. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

- откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

- вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

- вера и разум дают истинное знание;

- если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

- все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

- разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

- не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

- философия и теология - разные науки;

- философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

- все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

5. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

- даны пять доказательств существования Бога;

- систематизирована схоластика;

- закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

- доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром);

- выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

- вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

- разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;

- логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: